Найти в Дзене
VSE KINO

Слоубёрнер: что это за хоррор и почему его так называют

Оглавление

🎬 В последние несколько лет хоррор-кинематограф переживает взлет популярности особой категории фильмов, обозначаемых как slow burner. Обычно такие картины сосредоточены на плавном погружении зрителя в атмосферу напряжения и беспокойства. Они акцентируются на тщательной проработке персонажей и поддерживают саспенс за счет постепенного стирания границ между нормой и девиацией, реальностью и фантазией, привычным и пугающим.

Кадр из фильма "Гайя: месть богов"
Кадр из фильма "Гайя: месть богов"

Как правило, для такого рода картин также характерны отказ от систематического применения традиционных приемов вроде скримеров (jumpscare) или настойчивого подчеркивания физиологического аспекта смерти, равно как и стремление отойти от клишированных сюжетных схем, — вместо этого они полагаются на психологию и развитие персонажей. Особое распространение концепт слоубёрнера получил в 2010-е годы.

Происхождение термина

🎬 Сам по себе термин slow burner изначально возник в музыкальной сфере и обозначал песню, которая не производит немедленного впечатления, однако начинает нравиться все больше и больше с каждым прослушиванием. Этот аспект понемногу нарастающего, но устойчивого интереса — ключевой для понимания данного концепта, и здесь можно легко заметить параллели с кинематографом. Но, если применять этот термин к фильмам, речь будет идти не о повторном просмотре, а скорее о плавном соскальзывании зрителя в происходящее на экране, когда сюжет движется медленно, и значимых событий с героями при этом может быть немного.

Франшиза Джеймса Вана "Заклятие"
Франшиза Джеймса Вана "Заклятие"

К середине 2010-х словосочетание «слоубёрнер» закрепилось в среде кинокритиков, пишущих о хорроре, и начало все более активно использоваться при описании различных фильмов, как правило — малобюджетных и независимых, то есть не связанных с крупными студиями. Для таких картин характерны не только акцентирование медленной эскалации напряжения и зрительского беспокойства, но и достаточно заметный драматический компонент. Это характерное для слоубёрнеров внимание к психологическим аспектам часто дает возможность для более или менее развернутого социального комментария, выводя тем самым «медленный хоррор» за рамки чисто развлекательного кино. Таким образом, слоубёрнер — это понятие, связанное в большей степени с характерным нарративным стилем, чем с набором сюжетов.

Особенности слоубёрнеров

🎬 В начале 2010-х одним из важнейших авторов в хорроре стал Джеймс Ван, создавший еще одну (после «Пилы» в 2000-х) успешную франшизу — «Заклятие», в которой к концу декады было уже около десятка фильмов. Третьей, хотя и менее масштабной, стала франшиза «Астрал», включающая в себя четыре части. Ван окончательно превратился в законодателя мод, и, конечно же, его приемы начали интенсивно копировать другие режиссеры — как в рамках созданной им франшизы, так и в аналогичных по теме фильмах. Ко второй половине декады в жанровой среде начала ощущаться усталость от засилья клише, эксплуатации однообразных приемов, сюжетных схем и образов персонажей — дошло до того, что само использование классического инструмента jumpscare стало считаться дурным тоном.

Кадр из фильма "Проклятие Монахини"
Кадр из фильма "Проклятие Монахини"

На этом фоне появление в середине 2010-х таких фильмов, как «Ведьма» (2015), «Глаза звезды» (2014) или «Приглашение» (2015), ощущалось глотком свежего воздуха. Все эти картины объединяет прежде всего то, что они — сознательно или нет — подрывали сложившиеся жанровые конвенции, предлагая зрителям иной тип хоррора: с многослойным сюжетом, избегающий прямого шокового воздействия, оставляющий больше работы для воображения.

Здесь отдельно стоит отметить и еще один важный элемент, характерный для слоубёрнеров, — фильмы такого типа редко используют обилие убийств или физиологических подробностей для достижения шоковых эффектов, что резко отличает их от господствовавших в 2000-е слэшеров и многих малобюджетных хорроров вообще. Нельзя сказать, что в слоубёрнерах не используются такого рода приемы — скорее они применяются точечно, и нередко с целью создать ощущение долговременного дискомфорта, а не для одной-двух шоковых сцен.

Кадр из фильма "Ведьма"
Кадр из фильма "Ведьма"

Примеры

🎬Большая часть слоубёрнеров принадлежит к категории инди-хоррора (независимое малобюджетное кино), то есть создается усилиями маленьких студий, не ориентированных на максимально широкий прокат, зато хорошо представленных на всевозможных жанровых фестивалях. С распространением стриминговых сервисов и систем video-on-demand аудитория подобного рода проектов серьезно расширилась, что не могло не сказаться на популярности «медленного хоррора», о котором заговорило все большее число критиков — как жанровых, так и более мейнстримных.

-6

Но предшественником нынешних «медленных хорроров» можно считать «Ведьму из Блэр», которая, будучи снята в формате found-footage (найденные плёнки), по своей динамике и темпам приближается к слоубёрнерам: хотя на протяжении большей части сюжета вокруг героев почти ничего не происходит, в определенный момент они оказываются далеко за пределами привычного мира, в непонятной и пугающей ситуации. Хотя сиквел («Ведьма из Блэр 2: Книга теней», 2000), снятый на волне оглушительного успеха первой части, был оформлен как более стандартный мистический хоррор, в третьем фильме («Ведьма из Блэр: Новая глава», 2016), вновь использован формат «найденных пленок», возвращающий серию к своим истокам.

Примечательно, что последний фильм о ведьме из Блэр вышел в середине 2010-х, как раз в период резкого роста интереса к слоубёрнерам, и в фильме Адама Вингарда органично сочетаются несколько популярных трендов — ставка на медленную эскалацию напряжения и стилистика «найденных пленок», ставшая (наряду с псевдодокументалистикой) одним из самых заметных явлений в хорроре последних десятилетий.

Кадр из фильма "Ведьма из Блэр: Новая глава"
Кадр из фильма "Ведьма из Блэр: Новая глава"

Из более недавних работ, определяемых в категорию «медленного хоррора», можно отметить "Солнцестояние" (2019) режиссера и сценариста Ари Астера, первый фильм которого ("Реинкарнация") по многим параметрам считается образцом примером слоубёрнера. Темы слоубёрнера развивал в своем фильме «Оно приходит ночью» (2017) и Трей Эдвард Шульц, использовав постапокалиптический сюжет о пандемии как фон для демонстрации распада социальных связей на примере отдельно взятой семьи. А в ремейке классического хоррора "Суспирия" (2018) Лука Гуанданьино вплетет в сюжет о женской танцевальной школе в Западном Берлине 1970-х обширный комментарий о феминности, искусстве и бремени исторической памяти Европы.

"Оно приходит ночью"
"Оно приходит ночью"

Отдельно стоит отметить, что медленные, нацеленные на плавное погружение в ужас фильмы всегда были неотъемлемой частью жанра, менялась лишь степень их популярности и место в мейнстриме. Так что как понятие slow burner представляется не только более легитимным — оно представляет собой новое, точное и яркое обозначение тенденции, всегда жившей в рамках хоррора. Подобно медленно горящему костру, рано или поздно сжигающему все брошенные в него бревна, slow burner обещает задержаться в жанре надолго.

Читайте также:

Координатор интимных сцен: кто регулирует поцелуи и секс в кино
VSE KINO19 августа 2022
Классика 90-х: три разных мощных фильма, которые заставят думать о них после просмотра
VSE KINO15 августа 2022
Четыре неплохих Фильма DMX, Которые Заставят Помнить Его не Только Как Рэпера
VSE KINO14 апреля 2021
10 Неголливудских Триллеров, Которые Заставят Пробежать Холодок По Всему Вашему Телу!
VSE KINO5 апреля 2021

👍🏿Спасибо за чтение просмотр👍🏿 Понравилось, подписывайтесь на ➾ VSE KINO , ставьте лайки, комментируйте. Вас ждет еще много интересных материалов.

#кино #хоррор #обзор #голливуд #фильм #триллер #смотреть