Найти тему

Любовь или созависимость?

Большинство клиентов приходит к специалистам - психологам, психотерапевтам, с запросом на отношения. Построить отношения, завершить отношения, улучшить отношения. Все, что связано со словом отношения, приводит к необходимости диагностики и терапии  созависимости. Что же такое - созависимость?

Первоначально, созависимость рассматривалась психологами и психотерапевтами в контексте терапии алкогольной и химической зависимости. Позже, ее стали рассматривать в более широком ключе, как специфическое состояние, которые характеризуется сильной поглощенностью и озабоченностью, крайней эмоциональной и социальной зависимостью от человека.

Наиболее точное определение созависимости было предложено Б.и Д. Уайнхольд, «Созависимость — это приобретенное дис􏰀функциональное поведение, возникающее вследствие незавершенности решения одной или более задач развития личности в раннем детстве.» Берри Уайнхолд, Дженей Уайнхолд "Освобождение от созависимости», 2002 г.

Зрелую любовь от созависимости отличает:

  1. Сохранность «ценностей» (у каждого в отношениях сохраняются собственные ценности), ради отношений нет необходимости отказаться от собственных ценностей. Для созависимости характерен отказ от себя в пользу созависимых отношений.
  2. В любви есть пространство для роста и развития в том направлении, которое вызвал сам человек. Свобода выбора своего экзистенциального пути.  Отсутствие концентрации друг на друге.  Каждый участник отношений свободен выбирать свой путь и образ жизни, принимать решение. Раздельные интересы, без ограничений со стороны партнера. Признание права партнера на собственные интересы.
  3. Доверие, открытость, свободная коммуникация. Свободное выражение своих мыслей, чувств, потребностей.
  4. Здоровые, комфортные психологические границы в отношениях. Уважение к ценностям и убеждениям другого человека. Признание своих прав и прав Другого..
  5. Возможность быть в уединении без потери психологического комфорта.
  6. Окончание отношений происходит без длительной потери адаптации. В норме - от одного до трех лет.
  7. В здоровых отношениях, при расставании, человек не утрачивает свою адаптивность.

Ирвинг Ялом проводит явную границу между влюбленностью, перерастающую в болезненную зависимость и любовью, как стабильным фундаментом здоровых отношений взрослых личностей. «Берегитесь исключительной и сильной привязанности к другому; она вовсе не является, как это часто кажется, примером абсолютной любви. Такая исключительная любовь, замкнутая на себе, не нуждающаяся в других и ничего им не дающая, обречена на саморазрушение. Любовь – это не просто страсть, вспыхивающая между двумя людьми. Влюбленность бесконечно далека от постоянной любви. Любовь – это, скорее, форма существования: не столько влечение, сколько самоотдача, отношение не столько к одному человеку, сколько к миру в целом.» Ирвин Ялом. Палач любви и другие психотерапевтические истории.

Созависимые люди  - не цельные, изначально. И в отношения входят с «пустотой». Стремлением заполнить эту пустоту (которая создается в детстве) чем то или кем то. Если такой человек сталкивается со здоровой личностью - созависимая личность начинает поглощать Другого). Здоровая личность не сможет выдержать такого отношения и уйдет.

Созависимость есть результат жизни в дисфункциональной семье. Созависимые люди были вынуждены выживать, подстраиваться, адаптироваться к существующим условиям, что влекло за собой травмы развития. Именно травмы развития, нарушения привязанности в детстве становятся источником внутренней пустоты.

Родительский пример (созависимые родители) также являются источником моделей созависимого поведения, усвоенными как норма детьми. Ребенок повторяет тот уровень несчастья, который  был принят в его родительский семье.

В семье, особенно в религиозной, консервативной, зачастую формируются определенные убеждения и ценности (например - сохранение семьи любой ценой, семья - главная реализация для женщины), жертвенность - богоугодна.

Изначально разрушенная в семье самооценка, ограничивающие убеждения в своей семье также являются источником созависимости. В таких семьях приняты стратегии манипуляции и эмоционального шантажа (отвержением, нелюбовью, презрением, изоляцией).

Ребенок, который вырос в дисфункциональной семье, усвоивший созависимые модели поведения, с высоким уровнем вероятности насчет строить созависимые отношения «по образу и подобию».