Этот фильм я посмотрел поздновато, ведь он прошел в кинотеатрах с месяц назад, и, кстати, провалился в прокате. Хотя, в век стриминговых сервисов думаю, что "Матрица: Воскрешение" соберет приличную кассу все равно. Выражаясь словами одного из персонажей фильма, так сказать, старого знакомого из предыдущих частей: "Надоели уже ваши сиквелы, франшизы, ремейки и перезапуски!"
Фильм откровенно паразитирует на предыдущих частях франшизы, словно их должен был посмотреть любой человек на планете. Без узнавания персонажей Нео, Тринити, Морфеуса, Ниобэ и некоторых других пропадает всякое понимание их мотивации. Хотя они и пытаются объяснить ее с помощью кадров из старых фильмов и прямого цитирования монологов первой "Матрицы".
Да, треть сценария - это дословное повторение монологов и диалогов первого фильма! Чтобы зритель понимал, что происходит, и кто перед ним, монтажер постоянно вклеивает целые куски из предыдущих фильмов, чтобы вы увидели параллели, или уложили в голове творящееся на экране. Даже "Марвел" в своих кинокомиксах старается завуалировать повторения сюжета новой конфетной картинкой!
Идея повторяющегося мифа, который люди проговаривают и цитируют из поколения в поколение, придавая ему новую форму, но сохраняя содержание, понятна. В фильме очень много отсылок как к ветхозаветному сюжету, так и к древнегреческой мифологии ("Ио", "Мнемозина" и так далее). Киану Ривз сознательно носил длинные волосы и бороду, отдаленно напоминая Иисуса Христа, который должен воскреснуть, только на этот раз жертвуя собой не ради человечества, а ради любви к женщине. Пророки ныне не в чести. Если же зрителю не понравится библейский образ Нео, то он также отсылает к мегапопулярному продаваемому на рынке Джону Уику и не менее известному Джонни Сильверхенду из "Cyberpunk 2077".
Первая "Матрица" была настоящей революцией в киноиндустрии, кадры из фильма цитировали и пародировали на протяжении 25 лет! Кино было не только зрелищным, но и провокационным, смелым, изобретательным. Концепция Матрицы породила развитие целого направления в философии. Что предложила нам новая часть?
В фильме действительно есть рациональное зерно. Во-первых, совершенно потрясающий фрагмент с повторяющимся рутинным циклом жизни одинокого и сходящего с ума человека под музыку "White Rabbit". Если забыть, что это часть фильма "Матрица: Воскрешение", то получилась бы прекрасная авторская короткометражка в стиле легкого артхауса. Кстати, саундтрек звучал в первом трейлере к фильму:
Во-вторых, оригинальный, новый персонаж фильма прошелся с серьезной критикой по современному мироустройству. Современному человеку концепция матрицы уже не нужна, люди сами погружают себя в свои собственные грёзы, отстраняясь от своих и чужих проблем, не решая ни тех, ни других. Избегая боли, мы пытаемся тянуться к удовольствию, но, очнувшись от очередной грёзы, понимаем, что упускаем свои возможности, саму суть жизни, что мы не те, кем хотим быть, и идем не туда, куда хотим. Но 99% людей не решаются скинуть цепи собственной апатии, они просто погружаются в очередную иллюзию. Вот концепция новой "Матрицы". И она не нова, но слышать подобный монолог было приятно.
В-третьих, фильм не лишен самоиронии. Как ни странно, персонажи постоянно смеются над пафосом сцен и событий предыдущих частей франшизы, но тут же с серьезной "миной" поступают также пафосно, особенно в финале.
Боевые сцены дорогие, но не изобретательные. Всё время ловил себя на мысли, что смотрю фрагмент фильма "Начало", "Джона Уика", "Мировой войны Z", "Тёмного рыцаря" и других. Может, персонаж Нео и утверждает, что не забыл кунг-фу - дрался он крайне неловко. Да и годы актера, конечно, уже не те.
Конечно, в фильме снова всех спасают женщины. И хотелось бы крикнуть, что опять этот Голливуд со своими повесточками лезет в наше мировосприятие, но... Если относиться к фильму, как к воплощению мифа, или религиозного учения, на что постоянно отсылает нас "Матрица: Воскрешение", то восхищение и поклонение женщинам - это нормальная реакция человечества. Греческие богини, Богородица, Ева. В конце концов, мужчина немыслим без женщины. Очень хочется, чтобы люди не забывали обратного.
В конце концов, фильм о любви, которая способна преодолеть всё. Она и есть основополагающий конструкт, лежащий в основе всего сущего. По крайней мере, по задумке авторов картины. Не ждите от фильма откровений, но насладиться им можно, если вы смотрели предыдущие части франшизы, любите консервативную актерскую игру Киану Ривза и хорошую музыку.