Рассказы о подвигах 19 летних парней, в самом начале Сталинградской битвы, о том как испугали немцев пустыми бутылками.
По приказу Ставки Верховного Главнокомандования 9 июля 1942 г. 1-е Орджоникидзевское Краснознаменное пехотное училище было преобразовано в 128 курсантский полк, общей численностью 2500 человек. Командиром полка был назначен начальник училища полковник Лаврентьев И. Я., комиссаром — полковой комиссар Бурдин Г. Г.
12 июля курсантский полк убыл на фронт боевых действий. Эшелону, идущему на фронт, давали зеленую улицу, поэтому он делал остановки только на больших узловых станциях. Ночью с 12 на 13 июля на ж. д. ст. Армавир-2 и Тихорецкая были получены автоматы, СВТ, ПТРы, минометы, станковые пулеметы и боеприпасы к ним, а также продукты питания, противогазы и каски. Вечером 13 июля полк выгрузился на ст. Жутово. После выгрузки второму батальону был дан приказ готовить узел обороны возле ж.д. станции, остальные подразделения, минометчики, артиллеристы, стрелковый батальон ушли в направлении Дона, к станице Ильмень-Суворовская для занятия рубежа обороны. На следующий день второй батальон тоже выдвинулся со ст. Жутово в район Ильмень-Суворовский.
БОЕВОЕ РАСПОРЯЖЕНИЕ №08 ШТАРМ 64 СОВЕТСКИЙ 22.07.42 г.
Командиру 1-го Орджоникидзевского училища.
1. Орджоникидзевское училище входит в состав 64 армии, штарм — Советский.
2. Получением сего выступить с занимаемого района и следовать маршруту Подстепенский — Городской — Потемкинская — выс. 103.0 — Верхне-Яблочный. Задача — подготовить рубеж обороны бал. В. Яблочная — Верхне-Яблочный, бал. Б. Яблочная — фронтом на юг.
3. С выходом район Верхне-Яблочного перейти в подчинение командира 29 сд. Штадив 29 сд Генераловский. Нач. штаба армии полковник Новиков.
В соответствии с приказом курсантский полк вошел в состав 64 армии Сталинградского фронта. В это время сложилась критическая ситуация для наших войск. Противник, имея на этом участке 4-х кратное преимущество в силах и средствах, атаковал наши части большими силами танков при поддержке авиации. Особенно тяжелая ситуация складывалась на левом фланге армии. Для исправления положения дел сюда в срочном порядке перебросили 204 сд и три полка курсантских училищ: Краснодарское, 1 и 3 Орджоникидзевское. Две недели полк, разбившись на подразделения, готовил узлы обороны между реками Дон и Мышкова.
29 июля полк получил новую задачу: перейти к обороне вдоль р. Аксай южнее х.Чаусовский. Здесь в течение суток полк организовал оборону и вступил в бой с превосходящими силами противника. Весь личный состав дрался самоотверженно, проявляя бесстрашие, мужество и героизм. Раненые до последней возможности оставались в боевых порядках, и продолжали сражаться. И, несмотря на превосходство противника в живой силе и технике, в ожесточенных боях полк сумел удержать занимаемый рубеж обороны, успешно отразив в течение двух суток пять атак противника.
31 июля после пятой атаки противника полк левым флангом перешел в контратаку, румыны в панике стали спасаться бегством. Тогда немецкие части, находящиеся в тылу наступающих, стали стрелять по бегущим в панике румынам. Били по своим же союзникам. Используя этот момент, курсанты усилили огонь и нанесли большой урон румынской дивизии.
2 августа немцы вышли в район Котельниково, 3 августа к ст. Жутово. Одновременно 6 румынский корпус вышел к р. Дон на участке Тормосино — Нижне-Курмоярская. В связи с этим полк получил приказ отойти на новый рубеж обороны в районе х. Шебалинского и занять оборону по р. Мышкова. В ходе совершения марша при налете вражеской авиации полк понес серьезные потери. В том числе погиб комиссар полка Бурдин и был смертельно ранен командир полка подполковник Лаврентьев.
Из воспоминаний курсанта полка Нанаева П. В. (Историко-краеведческий музей Октябрьского района Волгоградской области)
«Сразу после выгрузки на ст. Жутово училище пошло навстречу врагу. Первый бой немцу училище дало у ст. Верхне-Курмоярская и Гнилой Аксай. Потом училище било немцев у х. Чаусовский, пос. Генераловский. Дорого обошлось немцу продвижение к Сталинграду, где оно встречалось с курсантами 1-го ОКПУ. Курсанты дрались, как львы. Враг наседал, неся потери, несло потери и наше училище. На исходе были боеприпасы, продовольствие. Дав последний бой немцу у х. Чаусовский, 10 августа училище вынуждено было отойти к х. Шебалино и занять оборону на северном берегу р. Мышкова. Местность здесь ровная и без всякой растительности, за исключением перекати поля да камыша, растущего по берегам реки. Враг наседал, мы оборонялись. Бои шли уже четвертый день. Силы таяли с обеих сторон. 17 августа пришел приказ оставить занимаемые позиции и отойти на Ерико-Крепинский рубеж. Для прикрытия отхода основных сил командование училища оставило один из лучших взводов под командованием лейтенанта Сердюка и батарею под командованием ст. лейтенанта Брызгалова. После ухода основных сил мы остались один на один с превосходящими силами противника. Взвод, разобрав мост через реку Мышкова, занял оборону по обе стороны моста. Батарея расположилась на пригорке, расположив стволы туда, куда, сосредоточив силы, двигались немцы. Ударили пушки, застрочили пулеметы лейтенанта Сердюка. Бой разгорался с каждой минутой. Немцы, не выдержав встречного огня, приостановили наступление. Батареей уже было подбито две автомашины. Враг, видя, что мост сходу взять нельзя, начал искать брод для обхода наших позиций. Перейдя вброд реку справа и левее моста, немцы начали занимать окраины хутора. Артиллерия бьёт их, но силы все увеличиваются, уже почти полностью был занят хутор. Враг решил взять смельчаков живыми. На батарею лейтенанта Сердюка прибежал связной и сообщил: «Командир взвода ранен и просит открыть огонь по мосту, мы окружены, идет рукопашная схватка. Командир батареи ст. лейтенант Брызгалов приказывает мне взять всех бойцов и идти на выручку взвода Сердюка». Собрав людей, я двинулся к мосту. Когда мы подошли к хутору, взвод был полностью окружен, бойцы уже дрались кулаками. Лейтенант Сердюк, весь израненный, окровавленный, в рваной одежде, без фуражки, поддерживался курсантом Швецом В. У обоих в руках откуда-то оказались пустые бутылки. Они подняли их над головой, и оба ринулись в гущу немцев крича: «Дорогу, гады, иначе пожжем всех!» Немцы растерялись, произошло замешательство. В это время мы ударили с тыла. Кольцо было прорвано. Мы подбежали к лейтенанту, но он уже был мертв, курсант Швец получил пять ран. В этом бою погиб мой двоюродный брат лейтенант Сердюк и два моих товарища: Панасенко и Ванжа. Наскоро похоронив лейтенанта и перевязав курсанта Швеца, мы отошли. От взвода в живых осталось пять человек.
А уже в боях под п. Парижская Коммуна, 22 августа погиб еще один мой друг и наставник командир минометной роты ст. лейтенант Чернов И. С.
На территории вашего края мне пришлось воевать за ст. Пугачевская, Потемкинская, Гнилой-Аксай, х. Чаусовский, Генераловский, Нижне-Кумский, Шебалино, Громославка, Ивановка. В боях за х. Чаусовский я был ранен, но не покинул поля боя, продолжал воевать. В боях за х. Шебалино я был ранен вторично».
Из воспомнаний лейтенанта Сагайда В. И.
Курсанты 1 ОПУ Панасенко А. И., Ванжа А. Д., погибли смертью храбрых у х. Шебалино 17 августа 1942 г. «За телом погибшего Чернова пять дней пришлось мне и курсантам выползать в нейтральную зону. Пять раз водил роту в атаку на фашистов, но тело мы нашли, вынесли и похоронили со всеми почестями, как подобает воину, 27 августа 1942 г. в с. Ивановка Громославского с/с, у школы или правления колхоза».
С 11 августа училище перешло в оперативное подчинение 126 сд и до 26 августа ежедневно участвовало в боях с противником.
26 августа, поредевший курсантский полк принял на себя удар невероятной силы. Фашисты обрушили на его участок обороны огонь всех видов вооружений. В этот день все, кто мог держать оружие, были на огневых позициях. В стрелковой цепи лежали и ездовые, и санитары, и связные. Пришли даже раненые, те, у кого действовала хотя бы одна рука, чтобы оказать посильную помощь. Атаки врага следовали одна за другой, но курсанты стойко стояли на своих позициях. В этом бою погибли многие офицеры и курсанты, но врагу так и не удалось сломить полк. Степь перед его позициями была устлана вражескими трупами, их насчитывалось до шестисот.
27 августа был получен приказ на отход полка на средний обвод обороны г. Сталинграда.
30-и 31 августа в районе д. Карповка курсанты подверглись сильным атакам немецких танков и мотопехоты. В результате неравного боя полк понес серьезные потери, но и врагу был нанесен серьезный урон. Находясь в 30—35 км от Сталинграда в районе д. Карповки училище получило приказ на отход к городу. Отошедшие в Сталинград отдельные курсантские полки были сильно ослаблены, они понесли большие потери убитыми и ранеными, поэтому не могли продолжать боевые действия в качестве самостоятельных боевых единиц. Отдельные курсантские полки 1-го и 3-го Орджоникидзевского, Грозненского, Житомирского пехотных училищ и Краснодарского пулеметно-минометного училища были расформированы, и из них 4 сентября 1942 г. в п. Бекетовка был сформирован сводный курсантский полк.
Указом Президиума Верховного Совета СССР за большие и выдающиеся заслуги в подготовке и воспитании офицерских кадров и непосредственное участие в Сталинградской битве 1-е Орджоникидзевское Краснознаменное училище было награждено еще одним орденом "Красного Знамени"