В Древней Руси такого понятия как бал не существовало. Конечно же, пировать русские умели: как говорится, кто на пиру был, тот, естественно, мед-пиво пил, и по усам текло. А вот чтобы культурно провести время, потанцевать с дамой, поддержать светскую беседу – такого не было. Попрыгают, бывало, через костер, песни попоют и по домам разбредаются.
Однако с приходом к власти Петра I в моду вошли ассамблеи – так официально назывались первые русские балы. Подобный вид современных развлечений пришелся придворной знати по вкусу, и в очень скором времени балы начали проводить с размахом и на регулярной основе. Сегодня я хочу рассказать тебе, мой дорогой читатель, об одном праздничном мероприятии времени царствования Николая II, которое стало не только самым известным в Санкт-Петербурге, но и впоследствии приобрело статус важного исторического источника.
А началось все с идеи императрицы Александры Федоровны провести в Зимнем дворце костюмированный бал-маскарад, главной темой которого стали бы «допетровские времена». Мероприятие приурочили к празднованию 290-летия дома Романовых, дабы таким нехитрым, но эффектным способом, почтить память предков, стоявших у истоков династии. Что тут сказать, бал получился грандиозным!
Да и Николай был очень доволен, ведь рассматривал его не как обычный маскарад, а как важный шаг к восстановлению обрядов и костюмов московского двора 17 века. Наряды для бала создавались по специальным эскизам художников с привлечением консультантов, и стоили целое состояние. К слову, несколько костюмов с того бала до сих пор хранятся в музеях.
Праздничное мероприятие длилось два дня, а его главной «изюминкой» стала очередная затея императрицы Александры Федоровны, которой захотелось запечатлеть всех участников бала для будущих потомков. И, конечно же, силами самых лучших фотографов Санкт-Петербурга! Впоследствии на основе дворцовой съемки Экспедиция Заготовления Государственных Бумаг издала роскошный альбом костюмированного бала в Зимнем дворце, состоявшей из 10 увражей, то есть папок большого формата. 21 гелиогравюры и 144 фототипии… но и этим дело не ограничилось.
В 1913 году накануне празднования 300-летия дома Романовых, появилась колода игральных карт «Русский стиль», а на них – участники того самого бала. Последние, конечно же, специально для карт не позировали, но все валеты, дамы и короли - реальные личности, присутствовавшие на балу.
Кроме, пожалуй, пикового короля, прототипом которого стал царь Иван Грозный с картины художника Александра Литовченко «Иван Грозный показывает сокровища английскому послу Горсею». Ну, потому что, его, во-первых, на балу не было, а, во-вторых, он вообще не Романов.
Карточная колода пережила всех участников костюмированного праздника в Зимнем, видела смену нескольких политических режимов и благополучно сохранилась до наших дней. Однако и сегодня любители азартных развлечений, играя в «Дурака» или в «Преферанс», вряд ли догадываются, какие исторические козыри идут к ним в руки. Давайте внимательно рассмотрим каждую из карт, и начнем, пожалуй, не по старшинству, а согласно светскому этикету – пропустим дам вперед.
Создатель русской военной авиации великий князь Александр Михайлович был женат на сестре императора Николая II Ксении Александровне. Ее фотография в костюме боярыни 17 века послужила основной для создания червовой дамы.
Великая княгиня Елизавета Федоровна, старшая сестра императрицы и супруга великого князя Сергея Александровича, облачившаяся в княжеский наряд 17 века, это ни кто иная, как дама треф.
В пиковой даме проявилось сходство с княгиней Зинаидой Николаевной Юсуповой – графини Сумароковой-Эльстон, представшей на балу в костюме боярыни. Прообразом для создания карты, возможно, послужил портрет Зинаиды Николаевны, кисти художника Маковского, известного ценителя русского народного костюма.
Прототипом бубновой дамы стала графиня Александра Дмитриевна Толстая в костюме боярышни. Впрочем, на эту карту могут претендовать и княгиня Вера Кудашева и София, урожденная светлейшая княжна Волконская.
Трефовый валет – великий князь Михаил Александрович, младший брат царя в полевом наряде царевича 17 века.
А великий князь Андрей Владимирович в праздничном костюме сокольничего – бубновый валет.
Валет червей – Николай Александрович Волков, адъютант великого князя генерал-адмирала Алексея Александровича. Есть версии, это корнет лейб-гвардии конного полка Алексей Романович Тисдель в костюме боярина. Или же адъютант великого князя Владимира Александровича Александр Беляев.
А вот штабс-ротмистр командир эскадрона кавалергардского полка, адъютант великого князя Николая Михайловича Александр Николаевич Безак точно валет пик.
«Все могут короли!» – решил действительный статский советник, шталмейстер высочайшего двора Николай Николаевич Гартунг и, облачившись в костюм боярина 17 века, стал бубновым королем.
А трефовый король срисован с графа Михаила Николаевича Граббе.
Прообразом короля пик, как я уже говорил выше, стал царь Иван Грозный, которого по объективным причинам на балу не присутствовал.
Император Николай II был одет в костюм, точно повторяющий выходное платье его предка – царя Алексея Михайловича. Во время бала он опирался на привезенный из оружейной палаты золотой посох тишайшего царя. И вот перед нами – король червей.
Императрица Александра Федоровна была облачена соответственно в костюм царицы Марии Ильиничны, супруги царя Алексея Михайловича. Очевидно, что при создании платья авторы вдохновлялись образом Марии Ильиничны, изображенной на иконе «Кийский крест с предстоящими» 1671 года.
Удивительно, но не на одной из карт колоды «Русский стиль» Александра Федоровна не изображена. А ведь именно она придумала не только идею бала, но и запечатлела для потомков грандиозное событие в лицах. С ее легкой руки сегодня мы помним участников костюмированного бала в Зимнем х лучше, чем лица многих своих дальних родственников.
Буду очень благодарен вашей подписке на канал и лайку под этой записью!
Обязательно подпишитесь на мой Instagram, где публикуются истории из путешествий и эксклюзивных контент со съёмок моих проектов: @snitovskii