Была в советское время такая эпоха, когда дизайн автобусов определялся на заводе-изготовителе. Это же и касалось расположения задних фонарей. Они были круглыми, и дизайнеры могли прилепить их по своему усмотрению, благо места было предостаточно.
Однако шли годы, и в начале 60-х появилось очень интересное профильное ведомство под названием ВНИИТЭ (Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики). Да-да, у такой науке обо всём прекрасном, как эстетика, в СССР появился свой институт.
Причём в его задачи входило улучшение качества продукции машиностроения, а также товаров культурно бытового назначения при помощи внедрения методов художественного конструирования.
Так вот через какое-то время у всех советских автобусов начало наблюдаться одно поразительное сходство - у них почему-то задние фонари были мало того, что одинаковые, так ещё и состояли из одних и тех же квадратиков, причём расположены они были всегда вертикально.
Вы только полюбуйтесь на это художество:
И разумеется мы не просто так упомянули этот институт, потому что именно там было решено, что с середины 60-х годов все автобусы должны иметь одинаковый облик задних фонарей. С тех самых пор дизайнеры на заводах потеряли всякое право творить и создавать задние фонари по своему усмотрению.
Также во ВНИИТЭ было решено использовать строго четыре фонаря. Причём все они должны были располагаться только вертикально, как бы символизируя стойкость и несгибаемость советского режима. Горизонтальное расположение фонарей не допускалось. И как вы можете видеть на фотоподборке выше, досталось даже микроавтобусу РАФ.
И поэтому когда Советский Союз начал массово завозить венгерские Икарусы, то расположение, размер и количество задних фонарей вызывало недоумение у советских граждан.
- А что так можно было что ли?..
Три фонаря Икаруса (габарит, стоп-сигнал и фонарь заднего хода) воспринимались в Стране Советов просто как какая-то вакханалия вольнодумства. Мало того, что они лежали, а не стояли, так ещё и были больше по размеру.
Но если вы думаете, что досталось только автобусам, то строго говоря это не совсем так. Потому что под раздачу попала и задняя свето-сигнальная оптика троллейбусов ЗиУ.
Вы только посмотрите: у троллейбуса задние фонари такие же, как и у всех остальных автобусов. Сразу видно, не зря сотрудники этого института эстетики получали свою зарплату. Всех унифицировали, всех под одну гребёнку, чтоб не выделялись.
Однако справедливости ради нужно отметить, что был в Союзе и так называемый "автобус-уклонист", которого сия судьба миновала. И это автобус "Кубань". Его построили на шасси и прочих узлах от грузовика ГАЗ 53. Правда "морда" у него больше похажа на переднюю часть советского тепловоза ТЭП 70.
Так вот, если взглянуть на него сзади, то задние фонари у него от грузовика, а именно от всё того же 53-го ГАЗа. По всей видимости до него сотрудники ВНИИТЭ просто не добрались, а может и вовсе не слышали о существовании такого автобуса.
Тем более, что заказало постройку этого автобуса Министерство культуры, а вот сам институт эстетики находился в подчинении Министерства образования. И чтобы избежать конфликта между ведомствами в институте решили не лезть в конструкцию этого автобуса. Так автобусу "Кубань" достались задние фонари от грузовика.