Найти тему

Путешествие к священномученику (часть 1)

2003 год, Цинциннати, штат Огайо

Почти 20 лет назад сестра милосердия Татьяна Жедик поехала на лето в Америку, чтобы подработать. Человек она верующий, поэтому первым делом стала искать в Цинциннати православный храм. Работать нужно было и в выходные дни, но она сразу сказала начальнику, что в воскресенье поет в храме. При этом она теряла самые «дорогие» рабочие часы, а значит, и деньги.

-2

Цинциннати

Как-то храме к ней подошел пожилой мужчина, они разговорились. Татьяна рассказала, что приехала из Беларуси. Перед самым ее отъездом домой мужчина снова подошел к Тане, протянул что-то в руке и шепотом сказал: «Это тебе от меня». Он походил еще немного и снова подошел: «А это тебе от моей жены». И потом еще: «А это — от моей дочери». Таня пришла домой, пересчитала деньги и поняла, что держит в руках как раз ту сумму, которую «теряла», проводя рабочие воскресенья в храме…

-3

Мужчину звали Сергей Каминский. На клиросе пела его дочь Лариса Каминская. Оказалось, что корни Каминских в Беларуси. Но только спустя 18 лет Таня узнала, какие именно. Год назад Лариса написала в Facebook: «Мой прадедушка протоиерей Симеон Каминский был горячим проповедником, его слова доходили до самого сердца. Родство с ним обязывает ко многому. И прежде всего — не оставаться равнодушным к греху и безобразиям». «Интересно», — подумала Таня и спросила у Ларисы, кто же был ее прадедушка.

-4

ПОДАТЬ ЗАПИСКУ

Симеон Каминский оказался священномучеником. Его убили 22 сентября 1939 года в деревне Горбачи в сарае собственного дома за исповедование православной веры. Его сын Константин тоже был священником. После убийства отца он уехал через Вильнюс в Канаду, а потом в США. Храм в этой деревне стоит до сих пор, внуки Симеона из Америки передали деньги, чтобы восстановить его после распада Советского Союза. Сам отец Симеон похоронен на деревенском кладбище.

-5

Матушка Елена, о. Симеон Каминский, о. Константин и матушка Вера с сыном Георгием

Таня тут же написала Ларисе: «Я обещаю, что однажды навещу могилу твоего прадедушки». И сдержала обещание.

Наши дни. Деревня Горбачи, Гродненская область

— Вася, ідзі сюда! Ён больш мяне знае, — Зинаида Павловна зовет соседа Василия на разговор. Она, закутанная в платок, уже давно ждет нас, чтобы поговорить.

В деревне Горбачи одна улица, а жилых домов пять. Самой старшей жительнице — 89. Конечно, очевидцев тех событий давно нет в живых. И даже родители тех, кто жив сегодня, тогда были детьми.

Из зеленого деревянного дома, опираясь на палочку, выходит, наконец, дед Василий.

— Гэты дзядуля старэйшы, ён знае больш, чым я. Вось яго и спрашывайце, — подталкивает нас к деду Василию Зинаида и, переходя на чистый русский язык, продолжает: — А я родилась в другой деревне, а здесь почти всю жизнь прожила, с 12 лет. Я работала на 1,5 ставки в школе учителем русского языка, мне некогда было заниматься этим. Вы представьте, работала с утра до ночи, физически не было времени…

PreviousNext
PreviousNext

— Што расказваць? — спрашивает дед Василий. — Штоб раньше вы прыехалі… 1,5 года таму назад больш было ізвесна, старушкі больш зналі. Ужо памерлі. Мая супруга ўсё ведала. А што я знаю?.. Я ў гэта, што бабы гавораць, не ўнікаў, бо мне некагда было: утром пайшоў у калхоз, вечарам прыйшоў і ўсё. Хто ўбіл? Адныя гавораць адно, а другія другое. Адна версія, што салдаты ўбілі, а праўда ці няпраўда, хто ведае? Втарая, што месныя камуністы. Старыя казалі. А я што? Моладзеж тагда не ўнікала…. Абмывалі цела і харанілі яго жанчыны з дзярэўні Чапліч, яны ў царкве пелі. Іх ужо няма, ужо дзеці іх паўміралі. Гэта ж даўно было…

-7

Мы стоим напротив каменной церкви Успения Пресвятой Богородицы 1860 года. Вокруг церкви остались огромные спиленные стволы ветхих деревьев, возможно — ровесников храма. Храм не разрушался, но до 1990 года был закрыт. Уже восьмой год служит здесь молодой священник иерей Владимир Гришкевич, у него, кроме деревни Горбачи, еще два прихода. Прихожан практически нет. Службы — два раза в месяц.

При входе в храм у двери висит табличка, сделанная в 2018 году ко дню памяти Собора новомучеников Белорусских, на ней надпись: «Мемориал установлен в память о невинно убиенном красноармейцами священнике Симеоне Каминском».

Зинаида Павловна стоит прямо, говорит громко и немного торжественно, как будто ведет урок у доски.

— В советское время наши местные люди не допустили, чтобы в церкви зерно хранили и сделали склад. Не до-пус-ти-ли! — строго говорит она. — Моя бабушка и еще несколько женщин стеной стояли: «Едь на нас». Все-таки не хватило совести у тех, развернулись и уехали. Такие были бабушки! Только всю утварь, иконы развезли по другим церквям. И когда в 1991 году открывали церковь, начали собирать это всё. Кто отдал, кто не отдал, что новое купили. А открыли церковь благодаря внуку этого Каминского — Ярославу. Церковь была отремонтирована только благодаря ему, это я могу сказать на 100 процентов, потому что когда ходили собирали по деревням деньги на реставрацию, люди давали копейки, рубли.

— У той час і рубель быў дарагі, — добавляет Василь. — За 20 капеяк я ўвесь дзень работаў.

— Внук Симеона Ярослав проживал в Вашингтоне, — продолжает Зинаида. — Он знал, что здесь его дедушка похоронен, и в честь него это затеял. Он дважды передавал деньги в Москву священнику Глебу Павловичу Якунину, а тот из Москвы привез их сюда. Где Москва — и приехал! Специально привез деньги, чтобы открыть храм, не присвоил! На то время это были очень большие суммы. Вот это люди настоящие, я считаю. Своего рода тоже подвиг.

Где-то в начале 2000-х Ярослав приезжал сюда сам. Ему все-таки интересно было посмотреть, как отстроилась церковь, хотелось посетить могилу своего дедушки.

-8

Ярослав, матушка Вера и о. Константин, Георгий, на руках Сергей, 1945 г.

— Я живу одна. Держу курочек, — ведет нас мимо пустующих домов Зинаида Павловна. — Дети в городах. Меня дочка взяла в Минск, я побыла неделю и не смогла там, приехала обратно. Не могу, задыхаюсь, мне не хватает воздуха. Я буду тут умирать. Да, здесь живут одни старики. Но пока есть храм, значит, деревня будет жить. Я верю, я знаю. Не зря его восстановили. И благодаря этим людям — Каминским.

-9

Моя мама пасла у Каминских коров. Маме было лет 10, а Ярославу еще меньше. Он был такой белокурый, мама его помнила хорошо. Мама рассказывала, что когда он в 2000 году приехал и увидел ее, то обнял и так нежно погладил по голове… Ему было так радостно, что он встретил этих людей! Мама говорила, что не узнала бы его, из белокурого мальчика он превратился в рыжего деда, а он ее узнал... Мамы уже как 10 лет нет в живых.

Он привез маме из Америки маленькую иконку, я ее храню до сих пор. Как память. Дал женщине, которая в церкви была кассиром, денег и попросил, чтобы она ухаживала за могилкой дедушки.

И насколько у него память хорошая! Мама говорила, что он помнил то, что в детстве было. Он уезжал отсюда маленьким, но запомнил мельницу за деревней на речке. А еще дуб. Их семья посадила дубок. И когда Ярослав приезжал, попросил мою маму отвести его к этому дубу. И она его проводила. Этот дуб уже большой. Красивый дуб, вот там, на углу деревни. А на месте их дома теперь агроусадьба.

-10

После смерти Симеона Каминского его жена Елена и дочь Татьяна также эмигрировали в Америку. В 2003 году Татьяна опубликовала в польском православном журнале «Церковный вестник» историю жизни и смерти своего отца.

Протоиерей Симеон Каминский родился в 1877 году в селе Гнойно Бяльского уезда. Его родители были крестьянами и занимались земледелием. Симеон окончил семинарию, работал учителем в сельской школе. Затем поступил в духовную семинарию. Женился, родились сын и дочь. В 1915 году с приближением фронта был вынужден выехать в Ростов-на-Дону. Там он получил приход в станице, стал настоятелем старинного собора.

По воспоминаниям Татьяны, казаки и прихожане очень полюбили ее отца и даже приняли его с сыном в казачество, наделили землей. «После победы большевиков начался самый тяжелый период в нашей жизни, — пишет Татьяна Каминская в воспоминаниях. — В 1919–1920 годах в России был страшный голод. Люди умирали на улицах и некому было их хоронить. Тяжелее всего было зимой. Моя мама ходила по хуторам и меняла всё, что было у нас из одежды и других вещей, на продукты. А отец с братом на реке у проруби старались поймать хоть какую-то рыбку. Вспоминаю, что коммунисты часто звали отца на собрания, после которых он приходил еле живой.

Помню, как-то весной в очень голодное время после разлива Дона отец и брат ловили рыбу сетями и поймали ее очень много. Люди уже ждали их на берегу, и они раздали голодным жителям всё, что было».

В 1922 году семья Каминских вернулась на родину. Симеон Каминский поехал в Варшавскую митрополию за разрешением ходатайствовать перед местными властями об открытии прихода. В 1923 году в селе Гнойно, где он родился, был открыт приход, возвращены церковный дом, земля и усадьба.

-11

«Дом был пустой, а у нас ничего не было с собой, — пишет Татьяна Каминская. — В это трудное время из Америки приехал друг отца. Перед войной отец помог ему уехать — одолжил деньги на дорогу. Он вернул нам долг, и мы купили себе корову. Так началось наше небольшое хозяйство.

В нашем храме не было псаломщика, поэтому брат и мама сами руководили клиросом. Мой отец был очень большим ревнителем Православия и часто проповедовал на храмовых праздниках и окружных приходах. Помню его поучительное слово в Токарском приходе в лесу, на чудотворном месте. Это было на третий день Святой Троицы. Собралось много народа, люди плакали, слушая проповеди моего отца. После окончания службы долго подходили с благодарностью за благословением.

В борьбе за святую православную веру мой отец был лишен гражданства, и родители были вынуждены переехать из родных земель в Гродненскую епархию».

А через несколько лет в семье Каминских случится трагедия…

Продолжение следует…

Подготовила Ольга Демидюк

Фотографии Сергея Мироновского

-12

МНОГО ИНТЕРЕСНЫХ СТАТЕЙ, ВИДЕО И ФОТО

НА САЙТЕ МОНАСТЫРЯ OBITEL-MINSK.RU