ШКОЛА МОЛОДОГО ПЕДАГОГА
Рекомендации молодым педагогам ДОУ
«Культура речи педагога как компонент педагогической компетентности»
Речь педагога является образцом для детей. Поэтому к речи педагога предъявляются высокие требования:
- правильно произносить все звуки родного языка;
- чётко произносить и артикулировать звуки, ясно проговаривать окончания слов и каждое слово во фразе;
- строго придерживаться в речи орфоэпических норм (правильно ставить ударения в словах);
- использовать средства интонационной выразительности речи (силу голоса, ритм, темп, логические ударения, паузы);
- в общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа. умеренной громкости;
- связно, в доступной форме передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции с учётом возраста ребёнка и уровня его речевого развития;
- использовать в разговоре с детьми и персоналом доброжелательный тон.
Одним из важных компонентов педагогического мастерства является речевая культура. Ведь речь педагога – основное орудие педагогического воздействия и одновременно образец для его воспитанников. Помня об этом, педагог должен считать профессиональным долгом непрерывное совершенствование своей речи.
В устной речи можно выделить следующие группы часто встречающихся ошибок: орфоэпические; грамматические; семантические (лексические).
Орфоэпические ошибки – это нарушение произносительных норм устной речи. Данные ошибки проявляются:
1. в неправильном произношении звуков в словах (можно услышать «тэрмин» вместо «термин»; «кофэ» вместо «кофе»).
Задание «Произнесите слова правильно»: что, конечно, скучный, грустный, возрастной, властный, индекс, проект, компьютер.
2. В неправильной постановке ударения в слове («красивЕе» вместо «красИвее»; «кухОнный» вместо «кУхонный»; «тортЫ» вместо «тОрты»).
Рассмотрим примеры неправильной постановки ударения в словах. Например, «звОнит» вместо «звонИт».
Ударение в русском языке подвижное, и часто требуется просто запомнить, как правильно произносить слова.
зАнял занялА зАняло зАняли
нАчал началА нАчало нАчали
пОнял понялА пОняло пОняли
Грамматические ошибки – это нарушение правил использования грамматических форм разных частей речи и синтаксических конструкций. Ошибки проявляются:
- в неправильном употреблении окончаний имён существительных во множественном числе («сапогов» вместо «сапог»; «носок» вместо «носков»; «чулков» вместо «чулок»).
Задание «Скажите со словом «много»: блюдце(),грамм(ов), дно(ев), договор(ов), килограмм(ов), носки(ов), партизаны(), полотенце(), солдаты(), тОрт(ов), тУфля(), чулки(), шорты(),рельсы(ов), ясли(ей), макароны(), простыня().
- в неправильном согласовании местоимений с существительными в роде («моё день рождения» вместо «мой день рождения», т.к. притяжательное местоимение «мой» относится к существительному «день», а не к слову «рождение»).
- в неправильном употреблении рода числительных («в присутствии обоих девочек» вместо «обеих», но «обоих мальчиков»).
- в неправильном употреблении местоимений («много ихних вещей» вместо «их вещей»).
- в ошибочном употреблении различных форм глаголов.
Недопустимо говорить «ложить» вместо «класть»; «ложи на стол» вместо «клади на стол»; «поклади» вместо «положи». В данном случае глагол с корнем «лож» всегда должен употребляться только с приставкой: «положи, наложи, сложи», но «клади»!
- в некорректном использовании форм глагола («сели за столы» вместо «сядьте за столы», «подошли ко мне» вместо «подойдите ко мне» - здесь, выражая просьбу, следует употреблять глагол в повелительном наклонении, а не в прошедшем времени).
Семантические (лексические) ошибки – это нарушение правил использования лексического значения слов в речи. Эти ошибки проявляются:
1. в неточном употреблении лексического значения слов («займи мне денег» вместо «дай мне денег взаймы» или «одолжи мне денег», поскольку глагол «занять» имеет значение «взять взаймы», а не «дать взаймы»).
Примеры слов: сказать-подсказать, есть-кушать.
2. в нарушении лексической сочетаемости («играет важное значение» вместо «играет важную роль» или «имеет важное значение»; «слушайте сюда» вместо «слушайте» (что-то или кого-то).
3. в тавтологии, т.е. повторении того же самого другими словами, не уточняющее смысла («в мае месяце» вместо «в мае»; «строительство замерло на мёртвой точке» вместо «встало на мёртвой точке»; «информационное сообщение» вместо «сообщение» или «информация»).
Задание «Найдите ошибки в предложениях»
- Беседа с детьми подошла к своему завершающему концу.
- Докладчик оперировал с непроверенными данными.
- У обоих подруг были длинные волосы.
- Заведующий сада встретил нас приветливо.
- Мальчик одел пальто и шапку и пошел гулять.
- Коля является ведущим лидером нашей группы.
- Вы все отксерили?
- Ребята, пошлите на улицу!
Постоянная работа педагога над собой, соблюдение норм литературного языка, повышение уровня культуры речи будут способствовать и росту его педагогической компетентности. В сложных и спорных случаях рекомендуется обращаться к специальной и справочной литературе.