Найти тему
Наталья Баева

Неотступная мысль о России

Германия - Швейцария - Париж - обычный маршрут русских путешественников со времён Карамзина.

Гоголь менее всего интересовался политикой - ему была интересна культура. И очень занимала собственная работа - замысел, поистине, грандиозный - "Мёртвые души".
Первые главы книги были написаны ещё дома - и прочитаны Пушкину. Смеялся до слёз! А отсмеявшись, вздохнул:"Боже, как грустна наша Россия"...
Весть о гибели Пушкина. "...Никакой вести хуже нельзя было получить из России. Все наслаждение моей жизни, все мое высшее наслаждение исчезло вместе с ним. Ничего не предпринимал я без его совета. Ни одна строка не писалась без того, чтобы я не воображал его пред собою". Друзьям Гоголь говорил, что Петербург для него теперь опустел. Незачем и возвращаться. А книга, начало которой так горячо одобрено Пушкиным, должна быть закончена - и непременно увидеть свет.

В 1837 году Николай Васильевич перебрался в Рим - и почувствовал, что это место на земле - для него. Как будто уже жил здесь в прошлой жизни. Ветшающая культура прошлых веков, воспоминания и легенды - здесь, как нигде, было легко уйти в мир собственных грёз. На античных руинах шла своим чередом жизнь очень бедной страны с народом беспечным, весёлым и добрым. Люди здесь приветливо улыбались русскому господину, бродящему по окрестностям с блокнотом, и угощали его фруктами за то, что он зарисовывает останки акведуков - этих немых свидетелей прошлого величия. Любит, значит, Италию...

Гоголь в ИТалии. Рисунок Жуковского
Гоголь в ИТалии. Рисунок Жуковского

Приехал в Рим и Жуковский. Двух писателей здесь все принимали за художников - рисовали они теперь вместе. Учили рисовать тогда всех - до изобретения фотографии этот навык был необходим, но любимым это занятие становилось не у каждого.

Вот они вдвоём гуляют по Риму:

-3

И хотя жизнь в обветшавшем Риме была совсем недорогой, деньги подходили к концу. Поправить дела можно было всё же только в России - дописать и издать роман. Вот и прилив вдохновения. Помог добрейший Василий Андреевич: выхлопотал для Гоголя пенсию. Это дало возможность спокойно работать. И закончить книгу.


Возвращение в Россию в 1839 году оказалось триумфальным: "Ревизор" стал самой популярной пьесой в театрах двух столиц. Сам Гоголь посмотрел свою пьесу в Малом театре - городничего играл Щепкин. Лучше нельзя! А выйти на сцену и раскланяться с публикой для Гоголя по-прежнему было невозможно - непобедимый страх перед толпой...
Ещё одна радостная встреча в Москве - с матерью. Увы, недолгая - Мария Ивановна приехала по делам имения, а у сына в Москве своего дома не было.


А "Мёртвые души" Гоголь не стал печатать - решил, что стоит переработать. Многое переписать заново. И уехал заканчивать - снова в Рим.

Роман увидел свет лишь в 1842 году. После сражения с цензурой, продлившегося несколько месяцев - и стоившего писателю много нервов и здоровья. Цензоров не устраивало буквально всё, начиная с названия: "Что значит - "Мёртвые души"?! Это же - против религии, ведь душа бессмертна!"

***

Забавное, вкусное описание уездного городка и его обитателей, прибытие в городок главного героя, его хитроумная разведка обстановки - всё это само по себе - живописное полотно. Но как оказывается заинтригован читатель узнав, что Павел Иванович Чичиков скупает товар, не совсем обычный - мёртвые души! Никогда помещики не торговали ничем подобным, каждому надо объяснять, что никто никого не собирается выкапывать из земли. Просто ревизия проводится раз в пять лет, в последний раз она была три года назад. И те, кто умерли в эти три года, всё ещё числятся живыми. Чичиков хотел бы их купить, как живых, но, конечно, подешевле.

-4

Безотказный способ узнать, прочёл ли человек роман, или ограничился хрестоматией с "образами помещиков" - задать простой вопрос: а зачем нужны Чичикову мёртвые души? Каких только фантазий не приходилось выслушивать... В самом деле, разве "образы" - не главное?

Вот
Манилов, мечтательный, довольный жизнью, счастливый семьянин, который понятия не имеет, сколько у него перемёрло мужиков. И даже не интересуется, а сколько их в хозяйстве вообще? И даже управляющий у него этого не знает! Хозяйство идёт как - то само собою.
Но сколько приятности в его жизни, сколько бесценных мгновений с милой супругой, сколько знаков любви и неожиданных подарочков - вязаных кошелёчков да чехольчиков на зубочистки!

-5

Рассказывали, что мысль о бесполезных безделушках - подарках супругу, пришла Гоголю при посещении Гатчины. Здесь он увидел парковые павильоны, очень дорогие и очень изящные, каждый из которых - подарки к именинам! То император одарит "обожаемую супругу", то супруга - "императора - благодетеля". А если такая же сентиментальная страсть одаривать безделушками - но без царского размаха? Так и получились "чехольчики, связанные собственными ручками".

Ноздрёв - "исторический человек" -дня не проходит, чтобы не влип в какую - нибудь историю. Безудержный хвастун, он неизменно находит, где напиться, проиграться, поскандалить - и при этом врагов у него нет. Просто не воспринимают всерьёз, а может - слегка завидуют: счастливый он, ни о чём худом не думает. Но собак этот счастливец любит куда больше, чем людей. И даже не даёт себе труда задуматься, зачем Чичикову товар, столь необычный? Надо - бери!

-6

А Коробочка нам уже знакома - так жила бы Пульхерия Ивановна, если бы овдовела. Закармливать больше некого, ухаживать не за кем, а стиль жизни, способ ведения хозяйства сохраняется по инерции. Интересы по-прежнему не простираются далее именьица, деньги продолжают копиться на всякий случай, запасы - все свои, и в непроедаемых количествах. Убедить её продать покойников почти невозможно: никогда не продавала, и чтоб другие продавали - не слыхала. Дело новое, надо бы в городе узнать, как это делается, и вообще... не продешевить бы!

-7

С Собакевичем, напротив, получился бы разговор на одном языке, если бы не было так неприятно прожжённому плуту нарваться на другого плута. Это только с виду Собакевич простоват, и вообще, похож на медведя - в людях он подозревает (и прозревает!) побуждения, далеко не идеальные. Вот и сейчас сообразил: если скупает Чичиков покойников задёшево - верно, хочет продать дороже. Нажиться. А насколько дороже? Проверим - загнём цену по сто рублей за штуку...

-8

И, наконец, "прореха на человечестве" - Плюшкин. При взгляде на которого не вдруг угадаешь, мужик перед тобой, или баба - так, нечто непонятное в оборванном халате и с огромной связкой ключей. Как признать в этом существе помещика, и помещика самого в здешней глуши богатого?!

-9

И сколько нужно терпения выслушивать его жалобы на бедность и всеобщее воровство, и как нужно смекнуть, чем его обрадовать - отказаться от угощения! А покойников он продаст без вопросов, даже с радостью - неожиданные деньги! Буквально из воздуха!

***

Множество деталей, необязательных, казалось бы, для сюжета - это кладезь для художника, режиссёра, декоратора, костюмера - черпайте! Чего стоит хотя бы маниловский "храм уединенного размышления", или ноздрёвский дружелюбный пёс Обругай, который целует в самые губы и хозяина, и гостей хозяина! Или мебель Собакевича, каждый предмет которой выглядит отдельным Собакевичем. Или плюшкинские графинчики с наливками, на которых он сам делает меточки, "чтобы никто воровским образом не выпил". А его же знаменитая куча из всякой всячины, в которую попадает всё, что найдёт на улице - а из неё уж - никуда и ничего!

Но что же представляет из себя сам Чичиков? Плут? Не удивимся, если это дедушка самого Остапа Бендера - ведь не просто плутует, а с каким талантом! Талант в мире наживы? Да, но он не только не страдает в этом мире - он наслаждается своим превосходством над самодовольным помещичьим болотом.

Он амбициозен - и уже поэтому интереснее. Перспективнее. Реалистичнее, наконец: если человека ценят по количеству денег - у него деньги будут.

-10

Любой ценой? Нет, он не уголовник. Он найдёт способ разбогатеть так, что плохо от этого не будет никому - найдёт дырку в законе! Если мёртвые ещё пару лет будут числиться живыми...

Так зачем Чичикову мёртвые души, что он собрался с ними делать?

Отгадка на последних страницах - души эти, якобы проживающие в имении Чичикова в Херсонской губернии, помещик собрался заложить в банк, получить за них деньги, как за живых (с хорошей прибылью), да и уехать за границу. От цели, от удачи отделяли какие - нибудь часы, а тут - Коробочка явилась в город уточнить, почём нынче мёртвые души? А Ноздрёв - тот вообще ввалился в дворянское собрание с воплями про небывалую сделку!
Что ж... бежать туда, где его не знают - авось, получится в другом городе. А нет - не беда, дырок в законах ещё много!

Если прежние хозяева жизни -лентяи, новые - плуты, а народ "не знает, где право, где лево" - "куда ж ты несёшься, Русь?"

-11