Найти в Дзене

Порода собак, которая стала символом городской жизни и «советской буржуазии»

Как уже стало ясно из предыдущих статей, мне нравится находить в классических фильмах небольшие приметы времени, которые становятся непонятны новым поколениям. И сегодня ещё один пост на эту тему — о том, какое место занимали собаки породы боксёр в советских фильмах 1960-х и 1970-х годов.

Дело в том, что после Великой Отечественной войны в страну завезли некоторое количество собак породы немецкий боксёр. Боксёры были известны в России и, позже, в СССР и до войны, но в войну два главных центра разведения этих собак — Ростов-на-Дону и Ленинград — сильно пострадали, и отечественных боксёров осталось совсем мало. После войны боксёров заново начали разводить, и они стали самой модной породой городских собак, иметь которую считалось престижно.

Сегодня мы посмотрим кадры из фильмов, на которые вы могли раньше не обращать внимания, не зная о статусе этой породы в Советском Союзе. А между тем присутствие в кадре именно боксёра служило дополнительным высказыванием.

Вот сцена из "Я шагаю по Москве" (1963). Володя Ермаков (персонаж Алексея Локтева) отбирает у боксёра мяч, чтобы вернуть детям, сцена разворачивается на Чистых Прудах, в самом центре Москвы. Собака осталась без присмотра, потому что выгуливавшая её женщина зашла в церковь. Когда женщина забирает собаку, она объясняет: "Не моя собака-то — хозяйская", а чуть раньше рассказывает, что у собаки есть медали.

То есть за кадром у нас складывается картинка, кусочек Москвы, который прямо в фильме не появляется, но который подразумевается: люди, живущие в центре, имеющие прислугу и владеющие породистой собакой.

-2

А вот это из "Приходите завтра" (тоже 1963). Молодая деревенская девушка впервые попадает в Москву, и её впечатления от кирпичной "сталинки" с высокими потолками дополняет боксёр, которого ведёт выгуливать сосед известного скульптора. В таком доме, предназначенном для творческой интеллигенции, и собаки соответствующие.

-3

Этот кадр наверняка многим знаком — он из эпилога "Бриллиантовой руки" (1968). Управдом Варвара Сергеевна переосмыслила своё отношение к собакам и, судя по всему, завела собственную — разумеется, боксёра. Примечательно, что собака, которую она запрещает выгуливать в середине фильма соседу, кажется, была беспородной.

-4

И, конечно, эта статья не могла обойтись без боксёра из "Операции Ы" (1965). Ошейник у этого красавца увешан медалями (вспомним собаку из "Я шагаю по Москве"). Чтобы подчеркнуть статус "новых жильцов", которые переезжают в дом Лиды с этой собакой, на улице рядом с ней стоят здоровенный холодильник, радиола и зеленая "наркомовская" лампа.

Вот такое наблюдение. Сегодня вокруг нас много собак самых разных пород, от чихуахуа до питбулей, и мы можем не понимать, что именно подчёркивали советские режиссёры, когда помещали в кадр боксёра. Может быть, эта статья поможет чуть лучше разбираться в сюжетах о советской жизни.