Из-за своего прямолинейного нрава и ненависти к официальным привычкам он вскоре удалился в деревню, где много работал за еду, занимался боевыми искусствами, а также развлекался каллиграфией и живописью.
Термин Мир Цзянху (江湖 jiānghú), Мир рек и озер, впервые употребляется в тексте «Чжуан-цзы» (IV век до н. э.) в контексте размышлений о человеческой жизни:
Когда высыхает пруд, рыбы, оказавшиеся на суше, увлажняют друг друга жабрами и смачивают друг друга слюной. И все-таки лучше им забыть друг о друге в просторах многоводных рек и озер. А восхвалять Яо и хулить Цзе хуже, чем забыть про них обоих и пребывать в Дао.
Перевод В. В. Малявина
«Реки и озера» - это буквальный перевод термина «цзянху», в контексте данного тракта - это реальное и ментальное пространство свободы, где высыхающая рыба - красочная метафора нашей жизни в материальном мире, полного различных ограничений, материальных, социальных и других.
Но термин чу цзянху - «выйти на реки и озера» (出江湖 chū jiānghú) это не только про личную свободу, уход от социума для самосовершенствования, он также, с одной стороны, относится к людям, которые
в старые времена путешествовали на юг и север Китая, бродили, жили без определенного места, полагались на пять искусств: жонглирование, торговлю, продажу, пение, попрошайничество, чтобы найти заработок на уличных рынках.
Это по сути - преступная вольница, где властвуют свои законы цзянху гуйцзю (江湖规矩 jiānghú guīju), сейчас этим термином означают воровские законы, закон улицы.
Умение быстро и точно метнуть монету в цель когда-то было знаменитым искусством Мира Цзянху, его криминальной составляющей чаще всего, но и всякими жонглерами, фокусниками, предсказателями и прочей братией, сейчас это скорее развлечение:
С другой стороны, этот термин тесно связан с Миром боевых искусств, где действует не закон и не четыре этические программы конфуцианства, а - справедливость, долг, честность, верность, порядочность, нравственность (义 yì).
Но предпосылки возникновения такого социума не очень просты и линейны. Для этого надо вернуться в эпоху Чжоу (1045 года до н. э. - 221 год до н.э.), период по настоящему яростных и ожесточенных военных походов, когда местные вассальные князья-чжухоу (诸侯 zhūhóu) постоянно соперничали, придавая большое значение военной подготовке;
И не питая пристрастия к военному делу, не ставя военное дело превыше всего, было недостаточно чтобы обеспечить себе существование и найти способ избегнуть гибели
Их бурная жизнь проявлялась посредством беспрерывных военных действий: за 240 лет периода Вёсен и Осеней количество завершенных войн достигло 480, за сто восемьдесят лет в период Сражающихся царств их было более сотни...
Непрерывные войны привели к радикальным и своеобразным изменениям, побуждая к развитию и совершенствованию различных видов вооружения и методов их использования, к исследованию, обобщению и развитию техник нападения и защиты.
Хань Фэй пишет:
когда необходимо показывать свой авторитет, это причина стимулировать развитие навыков свирепого, безжалостного, лютого, жестокого боевого мастерства, не останавливаясь на достигнутом и одновременно предавая большое значение передачи знания последователям или потомкам, тем самым заложив основы многотысячелетней традиции передачи воинского искусства у-цзи(武技 wǔjì), искусства сражаться холодным оружием.
В те дни главным делом воинской аристократии было сохранение и приумножение своей чести, где война была наиболее эффективным средством для этого, это логично привело к истреблению удельно-родовой аристократии и фундаментальным преобразованиям: на смену аристократии приходят чиновники-ши. Видный китайский историк Гу Цзеган в своей книге про становление данной социальной группы («武士与文士之脱化») пишет:
Другое поколение образует свою собственную группу и не смешивается с образованными, культурными людьми.
На смену кланово-родственной системе управления приходит административно-бюрократическая, происходит усиление вертикальной социальной мобильности из нижних слоев. Появляется слой профессиональных военных, а война уже не средство демонстрации доблести и мужества, добродетели-дэ малочисленной элиты, война стала средством решения основной общественной проблемы: стремления к объединению страны. Возникает острая потребность в расширении численности и социальной базы армии. Из привилегии война стала обязанностью.
В свою очередь, это привело к фундаментальным преобразованиям в военном деле, с другой стороны, из-за нестабильности общества возникает специфическая социальная группа, отражающая понятие:
умеющие боевые искусства нарушают установленные запреты
以武犯禁
Сейчас более известные как «рыцари»-ся (侠 xiá), главные персонажи романов про Мир Цзянху, с навыками «свирепого, безжалостного, лютого, жестокого боевого мастерства» и воинской добродетелью у-дэ, где главенствуют справедливость, долг, честность, верность, порядочность, нравственность.
Один из самых каноничных образцов рыцаря такого этического образца прекрасно воплотил знаменитый Юй Чэнхуэй в этом вот старом фильме:
Как нетрудно догадаться, такой идеальной картины можно было достичь лишь в рамках романа в стиле у-ся, в жизни порой было гораздо прозаичнее. Но это уже совсем другая история...
Всех с наступившим Китайским Новым Годом! 春节快乐!
龙腾虎跃!
Дм. Моисеев, СПб - 2022