Найти тему
Гвозди Слов

Без имени: Некоторым лучше умереть в Мексике

Недавний Джеймс Бонд в «Не время умирать» ничем не запомнился – слишком громоздким и утомительным оказался сквозной сюжет неудачных последних фильмов серии. Яркой кульминации не вышло, Дэниел Крейг просто устал махать лопатой над кучей, которую навалили сценаристы, и, в итоге, повесил на гвоздь боевые бабочку и трусы Агента 007. А ведь режиссер Кэри Фукунага был многообещающ. Но в этой работе не показал и малой части того, что выдал в 2009 году в крутом фильме «Без имени» (Sin Nombre).

– Лучше бы героически погиб в Мексике.
– Лучше бы героически погиб в Мексике.

Понятное дело, что большой блокбастер и авторское творчество совместить сложно – от тебя требуется безупречная техничность, но смыслами фильм будут наполнять другие люди. А вот от смыслов «Син Номбре» сняли сомбреро даже мексиканские критики – этот японский гринго Фукунага снял жизненный потный мексикан-стайл лучше, чем горстка богемных мучачосов – Иньяритту, Дель Торо и Альфонс Каврон. Это нокаут мексиканского стиля, дорогие друзья.

Да мы тут и сами всё понимаем:

– Этот гринго возомнил себя мексиканским боксером!
– Этот гринго возомнил себя мексиканским боксером!

Кино получилось легкое как чистый изумленный взгляд со стороны крупным планом. Но невыносимо тяжелое, потому что безнадёга мексиканских улиц показана шокирующе натурально. Для многих окажется сюрпризом, что «плохая жизнь» – это вовсе не недоступность кредита на премиальный смартфон. И не низкие зарплаты, не позволяющие отдыхать два раза в год на Индийском океане. А полностью беспросветная перспектива для тебя и всего твоего рода жить зверем там, где никогда не было и, похоже, уже не будет никакого другого закона, кроме права сильного. Над этими картинками следовало бы поразмышлять тем, кто летит на огни западной цивилизации в «большую успешную семью». Вас ограбят, изнасилуют и убьют. А «Великий Север» так и останется мифическим маяком, на который бредут миллионы отчаявшихся, жизнь которых ничего не стоит в жерновах социума деградировавших государств.

– Никакого сравнения с псевдо-брутальной фестивальной мажорной имитацией.

Для нас ведь это тоже родной фильм. Беззаботное детство сдуло, вчерашние спортивные друзья нашли себе компании по интересам. Все вокруг стали друг другу врагами, стали делить деньги и территории. Бандитизм, рэкет, наркотики, коррупция. Убийства, грабежи и изнасилования стали безнаказанными. От криминальных героев веяло романтикой нового времени. Мальчишки стали засматриваться на «успешных» людей. Криминал и власть нашли взаимопонимание, а простые люди ко всему этому просто приспосабливались, ставя стальные двери и решетки на окна. Макнули страну (ее остатки) во все это резко и глубоко, но каким-то образом в последний момент отскочили немного назад, на очень зыбкую грань. Но ведь ощущения еще так свежи! А тут такое кино! Очень талантливое.

– Ты то уж точно устал. Ты лучше уходи.
– Ты то уж точно устал. Ты лучше уходи.

Ювелирное сплетение сюжетов. Бандитская жизнь провинциального городка Тапачула, в который ломится через Мексику в США основной поток беженцев из Сальвадора и Гондураса. Для понимания: южная мексиканская Тапачула – это жопа в шесть раз глубже чудовищной клоаки Тихуаны, которая находится одной ногой прямо в американском Лос-Анжелесе. Тапачула полностью лежит под бандами типа Мара Сальватруча, от нашествия которых буквально задыхается сегодня юг США.

– Всё, что вы хотели знать про Мара Сальватруча.
– Всё, что вы хотели знать про Мара Сальватруча.

Ну, а что вы хотели, здесь это максимально массовый народный спорт, на него бросаются волнами яростные поколения бесперспективных людей. В чудовищных количествах. И у них имеется свой мощный экономический рычаг. Наркотики.

– У нас тут прекрасная инфраструктура и благоприятный бизнес-климат.
– У нас тут прекрасная инфраструктура и благоприятный бизнес-климат.

Все мальчишки Тапачулы – потенциальные рекруты в Банду. И других перспектив у них нет. Мара Сальватруча – это тринадцать ножей в предателя и жертву. Обряд инициации – это тринадцать секунд жестокого избиения будущими братьями. И это счастье, что именно тебя выбрали из многих.

– Все чеховские ружья вовремя расставлены.
– Все чеховские ружья вовремя расставлены.

В центре сюжета подросток Эль Каспер, который в свои лет двадцать уже матерый убийца. Он вербует мелкого 12-летнего пацана и тот после инициации становится Эль Смайли – за свою счастливую улыбку разбитой окровавленной рожи после боевого крещения. Оба теперь перспективные бойцы местной ячейки Мара Сальватруча, которая яростно грызется с конкурирующими бандами. На смерть и за выживание.

– В чем сила, брат?
– В чем сила, брат?

Главари банды чудовищно суровы, тотально контролируют своих боевых муравьев. Но у мальчишки Эль Каспера случается… любовь. И подозрительные самоволки. Братва вынуждена на это реагировать – подростковая преступность кратно более жестока чем взрослая. Тем непривычнее, что в этом кино находят себя флэшбэки сюжетов уровня «Путь Карлито» и «Лицо со шрамом». Это честное кино и оно вас не разочарует. Не сомневайтесь.

– Я свободен. Словно птица в небесах. Я забыл что значит страх.
– Я свободен. Словно птица в небесах. Я забыл что значит страх.

Так вышло, что девочки Эль Каспера больше не стало. Она ведь тоже была влюблена, а в мире бандитов и шлюх это непонятные категории. Опустошающая потеря, переворот мировоззрения. Такого не должно было произойти. И что теперь? Месть или смирение?

– Не наебни спойлеров. Это же не Шекспир.
– Не наебни спойлеров. Это же не Шекспир.

Это мир, где ребенку вкладывают в руки оружие для первого убийства. И он за минуты проходит путь от ужаса греха до наслаждения своей властью. Где трупы врагов кусками скармливают боевым собакам. Где мир боевых братьев превращается в ад каннибаллов. А вся твоя жизнь – в побег от охотников в качестве жертвы.

– У этой падлы теперь вся Мексика под ногами гореть будет.
– У этой падлы теперь вся Мексика под ногами гореть будет.

Я не буду сыпать спойлерами, они слишком яркие. Хотел бы, чтобы масимальное количество людей этот фильм посмотрело без ожиданий и предубеждений.

– Кругом только колоритные индейские рожи с мощным актерским скиллом. И крутой режиссурой.
– Кругом только колоритные индейские рожи с мощным актерским скиллом. И крутой режиссурой.

Кстати, отец Фукунаги сидел в американском концентрационном лагере для японцев во время Второй мировой войны. А отчим был мексиканцем, который участвовал в адаптации латиноамериканских беженцев в США.

– Мы вам тут не рады, идите нахуй.
– Мы вам тут не рады, идите нахуй.

Меня очень впечатлила дуга сюжета. Он сдвоенный. Разборки на мексиканской живодерне пресекаются с попыткой семьи из Гондураса прорваться к Великому Северу через Мексику. И юная Сайра из Гондураса так похожа на бывшую любовь Эль Каспера. Татуированную слезу на щеке приходится содрать ногтями, теперь слёзы только настоящие.

– Настоящая жизнь на одну неделю.
– Настоящая жизнь на одну неделю.

И ты сам льёшь слёзы только от того, какими глазами деревенская девочка смотрит на единственного Мужчину, который совершил ради нее настоящий подвиг. Самопожертвование. Пусть и не ради нее, но для нее. Она такого больше никогда и нигде не встретит. Никогда в своей жизни. Так может быть, это тот самый момент. Ну, а зачем жить как попало? Ведь можно вместе умереть счастливыми.

– Я здесь не для того, чтобы что-то поменять. Я просто хочу отомстить.
– Я здесь не для того, чтобы что-то поменять. Я просто хочу отомстить.

На последних минутах фильм просто хочется выключить, не досматривать. Не знать чем всё закончится. Очень тяжело. Но очень предсказуемо.

Прочие материалы по данной теме вы можете найти на сайте http://gvozdislov.ru/