Найти в Дзене
Кот Баюн

Загадки скифского похода Дария

«… Геродотом, собиравшим интересовавшие его данные примерно в 460— 455 гг. до н. э., то есть через полвека после скифского похода Дария, были использованы три типа информаторов:

Во-первых, ионийцы и греки из городов на Геллеспонте, Пропонтиде, Боспоре и Черном море могли передать ему рассказы своих отцов, служивших Дарию, а с некоторыми участниками тех событий историк мог успеть побеседовать лично. В этих же городах Геродот должен был узнать немало и о скифах, поскольку здешние греки, плавая с товарами по рекам, заходили в глубь Скифии; …

Во-вторых, когда во время путешествия Геродот поднялся далеко по судоходной реке Борисфен (Днепр), он опрашивал и самих скифов. В частности, им была получена информация от Тимна, человека, близкого скифскому двору и знавшего раннюю историю скифских царских родов. При этом скифы, естественно, подчеркивали свои успехи и приуменьшали неудачи.

В-третьих, Геродот имел доступ к персидской информации: иногда он получал ее при посредничестве азиатских греков от дружественно расположенных персов, вроде Ариарамна; иногда ее сообщали сами персы, с которыми историк встречался лично; а иногда он извлекал данные из официальных персидских документов. Сплести эти три нити информации в полномасштабное повествование было непросто, и порой мы замечаем следы каждой из этих нитей ...» Кембриджская история Древнего мира.

-2

Другие статьи из серии "Империя Ахеменидов. Царствование Дария I ":

Походы Дария на эламитов и саков

Покорение Египта Дарием I

Мятежные аристократы

Дарий I. Расширение границ империи

Карта Империи Ахеменидов, конец VI века до н.э.
Карта Империи Ахеменидов, конец VI века до н.э.

После того, как Дарий I«решил проблему» непокорного сатрапа Лидии Оретеса (подробнее ЗДЕСЬ: Мятежные аристократы), а его полководцы подчинили Персии острова в Эгейском море, лежащие у берегов Малой Азии (подробнее ЗДЕСЬ: Дарий I. Расширение границ империи), уже ничто не мешало империи двигаться дальше, распространяя свою власть на земли Европы. Последовавшая за этим, военная экспедиция Империи Ахеменидов возглавлялась непосредственно царем царей Дарием Iи вошла в историю под наименованием «Скифского похода Дария». К сожалению, это масштабное предприятие вообще никак не отражено в сохранившихся современных ему документах, и единственным подробным описанием этого похода является рассказ Геродота. Упоминания о нем у других античных авторов крайне немногословны и, к тому же, написаны на несколько веков позднее, так что Геродота можно считать единственным источником.

Маршрут путешествий Геродота по Черному морю, составленный Б.А. Рыбаковым
Маршрут путешествий Геродота по Черному морю, составленный Б.А. Рыбаковым

Посетивший места событий через полвека, Геродот, конечно, уже не застал в живых никого из непосредственных участников той войны и писал свой труд на основании рассказов их потомков, со всеми вытекающими последствиями. К тому же свой рассказ о скифском походе Дария «отец истории» ведет в характерной для того времени манере, с множеством отступлений, не особо вдаваясь в подробности боевых действий и даты тех или иных событий. Уже сама датировка похода вызвала ожесточенные споры среди историков, у разных авторов время начала этой военной авантюры варьируется от 520 до 510 г. до н.э., хотя большая часть историков согласна с тем, что военные действия начались в промежутке 515-512 г. до н.э. Дополнительными, хотя и не бесспорными аргументами в пользу подобной датировки «скифского похода» служат данные «Капитолийского кодекса» и «Вавилонского пророчества».

«Вавилонское пророчество» относится ко времени правления в Вавилонии Селевка I (311—281 г. до н. э.). Оно, среди прочего, упоминает десять «царей Ирана», седьмой из которых назван узурпатором, после пяти лет правления начавшим войну с населением «страны Хани». Итальянский историк Клаудио Мазетти пришел к выводу, что в пророчестве под седьмым царем -узурпатором подразумевался Дарий I, под «страной Хани» - Европа, а под войной - «Скифский поход», начавшийся, согласно этому пророчеству в 515 г. до н.э., т.е. на пятый год царствования Дария. «Капитолийский кодекс» или «Tabula Capitolina» - текст на греческом языке, хранящийся в Капитолийском музее Рима. В этом весьма пространном сочинении нас интересует только одна строка сообщающая, что: «… с тех пор, как Дарий перешел Киммерийский Боспор, наведя мост против скифов, минуло 527 лет …». Сама надпись датирована 15 г. н. э., путем несложных математических вычислений получаем дату начала «Скифского похода» - 512 г. до н. э. Несколько портит общее впечатления от данных, приведенных в «Капитолийском кодексе», путаница с названием пролива. В «кодексе» упомянут Киммерийский Боспор, т.е. Керченский пролив, тогда как Дарий, безусловно, переправлялся через Фракийский Боспор – современный Босфор.

Переправа персидских войск через Фракийский Боспор в Европу
Переправа персидских войск через Фракийский Боспор в Европу

Другим «камнем преткновения» при исследовании «скифского похода» стал вопрос о причинах, побудивших Дария отправиться завоевывать далекие, опасные и, по большому счету, совершенно ненужные ему степи. Сам Геродот по этому поводу написал следующее: «…царь пожелал теперь наказать скифов за вторжение в Мидию и за то, что скифы, победив своих противников-мидян, первыми нарушили мир. Ведь, как я уже сказал раньше, скифы 28 лет владычествовали в Верхней Азии ...». Между скифами и мидийцами, конечно, бывало всякое, но трудно поверить в то, что царь Персии так озаботился местью скифам за их войну с мидийцами, случившуюся сто сорок лет тому назад, что двинул свои войска в «технически» сложный и очень дорогостоящий поход. Для интересующихся историей скифско-мидийских отношений, напоминаю, что она кратко изложена в статьях Царство Ишкуза - союзник Ассирии и Уничтожение Скифского царства Мидией.

Царь царей Дарий I
Царь царей Дарий I

Другие античные авторы, рассуждая о причинах войны между скифами и персами, делают упор на «человеческий фактор». Так Диодор Сицилийский объясняет действия Дария не слишком достойным для властелина сильнейшего царства того времени, но вполне объяснимым для человека тщеславием: «… После того как Дарий овладел практически всей Азией, он желал покорить Европу. Его безграничное желание основывалось на уверенности в силах персов; он желал в своих замыслах захватить весь обитаемый мир, думая, что будет позором, если цари, его предшественники, победили наиболее сильные нации, а он, располагающий могущественными армиями, каких никто до него не имел, не совершит поступок, достойный упоминания ...».

Иордан - историк VI в. н.э., в своем труде «О происхождении и деяниях гетов» или «Гетика» считает, что Дарий начал тяжелую войну из-за оскорбленного самолюбия: «… Затем Дарий, царь персов, сын Гистаспа, пожелал сочетаться браком с дочерью Антира, короля готов; просил он этого и в то же время опасался, как бы не отклонили они его пожелания. Готы, презрев родство с ним, оставили его посольство ни с чем. Отвергнутый, он воспламенился обидой и выставил против готов войско из 700 тысяч вооруженных воинов; он стремился отомстить за свой позор общественным бедствием ...». Автор «Гетики» путает скифов, гетов и готов, но от этого смысл цитаты не меняется.

Тяжеловооруженный всадник-скиф. Художник Джорджио Альбертини (Giorgio Albertini)
Тяжеловооруженный всадник-скиф. Художник Джорджио Альбертини (Giorgio Albertini)

Современные ученые, как и подобает детям нашего рационального, начисто лишенного сантиментов времени, ищут объяснение действиям Дария в политике и экономике. Безо всякого сомнения, еще перед началом своей европейской экспансии Дарий и его полководцы планировали наступление на материковую Грецию. Завоевание Фракии и последующий разгром Скифии должны были обеспечить удобный плацдарм для последующей агрессии в отношении Македонии, Греции и других стран Балканского полуострова. Поход на скифов разом решал сразу две стоящие перед персидскими стратегами задачи. Он позволял полностью подчинить Персии черноморские колонии греков и лишить Элладу так необходимого ей хлеба. Эту задачу считали главной причиной похода один из основоположников изучения античного Причерноморья М. И. Ростовцев, с ним были вполне согласны советские историки И. Б. Брашинский и М. И. Артамонов.

Б. А. Рыбаков писал о скифском походе следующее: «… Цель его угадывается легко: персы начали подготовку к тяжелой войне на суше и на море, стремясь отрезать Грецию от хлебородных и богатых скотом и рыбой областей Балкан и Скифии. Повод, разумеется, был указан иной: месть за давние походы скифов в Малую Азию; однако покорение фракийцев, непричастных к разбойничьим наездам скифов, не оставляет сомнений в истинных стратегических целях персидского царя ...». Кроме лишения Греции поставок продовольствия, поход должен был устранить торговых конкурентов – все те же города Северного Причерноморья. Дешевое зерно, медь в слитках, простые, но дешевые изделия из железа, черноморские колонии начали заметно теснить на афинском рынке ионийские города Малой Азии и острова Эгейского моря. Так, что подбивать на поход в Скифию царя царей вполне могли, в том числе, греки Малой Азии, а что, «Ничего личного. Просто бизнес!»

Дарий пересекает Боспор в сопровождении телохранителей. Кадр из старого диафильма
Дарий пересекает Боспор в сопровождении телохранителей. Кадр из старого диафильма

В качестве возражений против этой версии обычно выдвигаются тезисы о том, что прервать торговлю с черноморскими колониями было дешевле и проще закрытием проливов. К тому же, при желании, Ольвию и Борисфен несложно было разгромить при помощи морского десанта, во всяком случае, подобный рейд организовать было значительно проще, чем тащиться с многотысячной армией через чужие и враждебные степи Скифии. Но десантная операция не решала второй проблемы персидских военачальников – защиты тылов «армии вторжения» от неожиданного удара из скифских степей. Нельзя исключать возможность того, что в распоряжении Дария и его штаба находились неизвестные нам сведения о процессах, происходящих в Причерноморье. За годы, прошедшие после изгнания с Ближнего Востока, племена «царских скифов» восстановили свои силы и вполне могли мечтать о новом визите на богатые земли востока.

О такой опасности пишет исследовательница истории и культуры Древней Греции и античных государств Северного Причерноморья М.В. Скржинская: «… В античной литературе есть некоторые указания на то, что в VI в. скифов не покидало стремление повторить поход в Азию, где находилось Персидское царство. Поэтому, вероятнее всего, Дарий хотел подчинить скифов, чтобы обезопасить свои владения от набега грозных кочевников в преддверии завоевания Эллады …». Для того, чтобы надолго обезопасить Персидскую империю от сокрушительных нашествий кочевников, необходимо было разгромить основные силы скифов и опустошить их земли, именно это, согласно мнению ряда историков было основной задачей «скифского похода».

Схватка между скифами и греческим колонистом. Художник М.В. Горелик
Схватка между скифами и греческим колонистом. Художник М.В. Горелик

Такого мнения, например, придерживались два крупнейших советских историка-востоковеда, совершенно неслучайно проводящих параллели между походом Кира Великого на массагетов и «скифским походом» Дария I. «… Дарий, как и Кир, стремился ликвидировать опасность грабительских набегов скифских племен в пределы Персидского государства. Как когда-то Кир, уже в преклонном возрасте возглавивший поход против массагетов, Дарий лично участвовал в двух походах против скифов, что свидетельствует о том значении, которое Ахемениды придавали покорению своих северных и восточных соседей ...». Так считает М. А. Дандамаев, специалист по истории Ирана и Месопотамии, автор одного из лучших учебников по истории Древней Персии «Политическая история Ахеменидской державы».

«...трудно предположить в обоих этих предприятиях завоевательные цели. Оба царя-полководца были слишком реальными политиками, чтобы можно было приписать им постановку столь безнадежной задачи, которая, если бы она и была решена, не сулила особых выгод. Гораздо вероятнее видеть здесь попытку «замирения» скифо-массагетской степи, нависавшей серьезной угрозой над коммуникациями северо-восточной половины империи... Я склонен видеть в грандиозном предприятии Дария попытку пройти огнем и мечом по наиболее глубоким тылам Скифии и выйти в Среднюю Азию с северо-запада, навсегда сокрушив мощь своих грозных северо-восточных врагов и завершив консолидацию северной границы империи …». А это мнение С. П. Толстова – руководителя Хорезмской археолого-этнографической экспедиции, директора Института востоковедения АН СССР, автора более трехсот работ, посвященных истории востока.

Знатный скиф
Знатный скиф

Как уже писалось, причиной похода стала совокупность двух вышеназванных обстоятельств, к подобному выводу пришли авторы статьи в «Кембриджской истории Древнего мира», посвященной «скифскому походу Дария», А. Фол и Н.Дж.А. Хэммонд считают что: «… Если ограничиться свидетельством Геродота, то можно прийти к следующему выводу: Дарий намеревался разгромить главные скифские племена и установить контроль над сельскохозяйственными регионами и торговыми пунктами северного Причерноморья ...». Пожалуй, это можно считать ответом на вопрос о целях «скифского похода Дария I».

Впрочем, так думают не все, несколько особняком стоит мнение американского историка Д. М. Балсера, писавшего что «целью Дария при осуществлении скифской кампании было не установление контроля над Фракией и Скифией, не подавление скифских племен, а получение золота либо как контрибуции, либо как трофея с целью расширения своей империи». Проще говоря, Дарий вступил в войну, чтобы заработать денег на дальнейшие завоевания. Эта точка зрения не нашла поддержки в среде историков, но пользуется популярностью у альтернативно одаренных любителей альтернативной истории. Недавно на одном из отечественных сайтов мне попался рассказ о том, как Дарий отправился в страну скифов-русов, чтобы вернуть в Иран вывезенные скифами из Ассирии сокровища и некие артефакты, дающие власть над миром. Так что идеи Балсера попали на благодатную почву. Автор, как смог, попытался ответить на две главные загадки «скифского похода Дария I» - когда он начался и почему он начался. Существует еще и третья – насколько далеко он смог продвинуться по территории Скифии, но ответ на этот вопрос будет лучше поискать во время рассмотрения самого похода.

При подготовке статьи использованы следующие материалы:

Кембриджская история Древнего мира. т. 4 "Персия, Греция и Западное Средиземноморье"

«Политическая история Ахеменидской державы» М. А. Дандамаев

«Скифия глазами эллинов» М.В. Скржинская

«Геродотова Скифия» Б.А. Рыбаков

«История. Книга четвертая. Мельпомена» Геродот

"Скифо-персидская война" Е.В. Черненко

Скифская степь
Скифская степь

Другие статьи из серии "Империя Ахеменидов. Царствование Дария I ":

Походы Дария на эламитов и саков

Покорение Египта Дарием I

Мятежные аристократы

Дарий I. Расширение границ империи

-12