Найти тему
СВОЛО

Олег Васильев обрёк меня на непрекращающуюся тревогу

А вдруг я ошибся?

Вчера, случайно, мне привелось (см. тут) как бы разбить ладонью очередной кирпич. Я взял первый подвернувшийся натюрморт Юона и – с большим трудом – доказал вечное (из-за всегдашнего отсутствия подсознательного идеала) насмешничанье художника и в этом натюрморте. И меня поразила мысль: раз так трудно было докопаться до скрытого, - как и с якобы реалистическими картинами Олега Васильева, - то, может, это потому, что и Юон, и Васильев одинаково не имеют подсознательного идеала и потому осознанно прячут загадку очередной вещи, зная, что, чтоб считаться художественной, вещь должна содержать что-то спрятанное. У Юона это насмешка, а у Васильева – Неизвестное, стоящее за известным. А что? Ницшеанству (с этим своим Неизвестным) в ХХ веке было уже 100 лет. Оно вполне после первых откровений Васильеву о ЧЁМ-ТО, словами невыразимом, могло проникнуть в его сознание, и он вполне мог стать простым иллюстратором ницшеанства.

А ну, подвергну себя (и его) испытанию ещё одним якобы реалистическим произведением.

Васильев. Дорога. 1988. Холст, масло.
Васильев. Дорога. 1988. Холст, масло.

Вейник, васильки, ромашки… Это явно придорожный холм. Потому такой натурализм на переднем плане. Клоки тумана в низине.

Из-за того, что клоки, мимо них видно очень далеко: конец низины и некое плато над нею, перелески там, дикие и насаженные полосами. Лесостепь.

Так странность, наверно, в том, что, кроме клоков тумана, всё-всё погружено тоже в некий почти прозрачный туман. Ясности – нет! Может, это и есть образ Неизвестности метафизической, что за Этим, физическим миром? – Просто. Без всякого прятания.

Тогда что: опыт не удался? Иллюстраторство налицо.

А ну ещё.

Васильев. Озеро.
Васильев. Озеро.

Тут всё очень эскизно. Может, брошено неоконченным. Почему тени нет от поручня?

Васильев. Тёплый день  ранней весной. 1974.
Васильев. Тёплый день ранней весной. 1974.

А тут в лоб немотивированная темнота в светлом берёзовом, ещё без листьев, лесу.

Васильев. Я там долго сидел…
Васильев. Я там долго сидел…

Тут же в лоб противоестественная мутность. Не думать же, что странность в какой-то горизонтальной лиане, что ли, слева, с которой что-то свисает.

Как-то не заморачивается прятанием странностей Олег Васильев…

Может, это потому, что ещё до отъезда в США (1990-м)?

А может, я просто за ним никогда не угонюсь – он всегда другой…

1 февраля 2022 г.