Мошенники продолжают атаковать россиян. Власти решили защитить пожилых людей. Еще в августе 2021 года Банк России разработал рекомендации по защите пожилых граждан от мошенничества. Одно из предложений - внедрение в банках сервиса "второй руки". И вот он заработал. Разбираемся в нюансах новой услуги.
В тему: 5 опасных схем мошенников, в которые попадают пожилые люди - реальные случаи.
Операцию проверит помощник
Банк России предложил ввести банкам возможность клиенту назначать себе помощника для финансовых операций. Чем он будет заниматься?
"Помощник будет получать уведомления о планируемых операциях и сможет подтверждать или отклонять их. Если он заметит какую-то необычную активность, то сможет уточнить у сопровождаемого, что происходит, и при выявлении мошенничества отговорить от совершения операции", - рассказали в Банке России.
В ЦБ уточнили, что инициировать подключение сервиса может только клиент, кроме того, банкам нужно особо внимательно относиться к просьбам отключить эту услугу Такие запросы могут посылать мошенники.
И вот на днях пришел релиз от Сбербанка о том, что запущен новый сервис защиты близких от мошенников — подтверждение операций «второй рукой». Как сообщают в пресс-службе банка, пока это уникальная для нашей страны услуга.
Как это работает?
Теперь банк перед тем, как провести онлайн-перевод клиента, должен получить одобрение от назначенного клиентом помощника. Если перевод денег отклонен, значит деньги вернутся на счет. Цель такой услуги - защита от мошенников, которые в последнее время просто перешли все границы. Пока сервис можно подключить бесплатно, с 1.06.2022 - по 89 руб. в месяц на одного человека.
Операции, которые можно отменить, производятся только через "Сбербанк онлайн": переводы клиентам Сбера, в другие банки по номеру телефона или карты.
В Сбере утверждают, что сервис безопасен для клиента:
1. помощники идентифицированы банком и известны ему.
2. помощник не вправе инициировать операции за клиента, он не видит остатки и поступления по счетам и может проверить только реквизиты операции.
3. использование сервиса не отменяет стандартные алгоритмы проверки операций банком.
Подключить услугу можно в мобильном приложении "Сбербанк онлайн". Для этого необходимо согласие и клиента, и выбранного им помощника. В этом же приложении доверенное лицо будет получать уведомления о том, что нужно проверить операцию.
Операция не пройдёт без подтверждения помощника. Если он не отреагирует в течение 12 часов, банк отклонит операцию, чтобы защитить деньги.
Отключить услугу могут, если:
- расторгнуть договор банковского обслуживания,
- не оплатить вовремя услугу,
- помощник в системе «Сбербанк онлайн» сам отключит услугу, оформив и подписав соответствующее заявление, или это сделает сопровождаемый, также отправив заявление через «Сбербанк онлайн»;
Банк сам отключит услугу, если, например, на одного сопровождаемого найдется сразу несколько помощников. А вот контролировать финансы один помощник может у 3 человек максимум.
Полные условия новой услуги - здесь.
ВАЖНЫЙ МОМЕНТ
На сайте банка указано под звездочкой: "Услуга не гарантирует защиту от мошенников и аферистов". Так что не стоит ее воспринимать как страховку от обмана. Если он все-таки произойдет, банк не будет нести ответственность за произошедшее.
Сама по себе идея очень хорошая - часто пожилые люди, попадая в лапы мошенников, следуют их инструкциям и не говорят близким, чтобы не беспокоить или не расстраивать. В итоге переводят огромные суммы, а дети узнают об этом постфактум. С новым сервисом назначенный пенсионером помощник при сомнительной операции может связаться с родственником и уточнить, что происходит. Если возникнет подозрение, что орудуют мошенники, он отменил операцию.
НО вот вопрос - согласятся ли пожилые люди на такую услугу?
Как вам такой способ? Хотели бы обзавестись таким помощником, который бы контролировал ваши переводы? Спасет ли это от мошенников?
Текст: Наталья Халезова