Очередную заметку в мой дневник привнесло цветение эпифиллума ангулигера (угловатого) на балконе.
Цвел совсем недавно, в начале октября, что ли, и вот, в конце января 2022, зацвел опять, правда, пока «случайным» одиночным цветком, а не той россыпью желто-белых звезд, что была в сумерочном октябре.
Кактус уникальный.
Написано про него в инете много, совсем не хочется повторяться, кому нужно – нагуглят. Я же отмечу лишь то, что крайне неприхотлив в выращивании, даже в условиях застекленного балкона в жилой многоэтажке Москвы, цветет без подсвечивания и «танцев с бубнами». Любит хорошую аэрацию корней, что достигается посадкой в небольшие и неглубокие плошки.
Не любит холод и перелив, но мгновенно сообщает о своем дискомфорте потерей тугора кожистых пилообразных побегов-листьев, что дает возможность тут же исправить ошибку. И, по-видимому, имеет огромное количество гибридных форм. Об одном таком гибридном чуде и расскажу.
Дело происходило давно, в 1984 г., фотографий сделано не было и все рассказанное не претендует на «историческую» правдивость. Что в памяти и как сохранилось – то и излагаю ниже, а уж переврал ли что, не рассмотрел ли тогда и дофантазировал после, все может быть. А история такова.
Жил я и родители в то время в Ханое (Северный Вьетнам). Отец – в длительной командировке, мы вместе с ним. Тосковалось по Родине, в перемещениях были очень ограничены, все буднично и обрыдло. И вдруг – экскурсия в Южный Вьетнам с небольшой группой других наших соотечественников. Переезд, перелет, размещение и марш-броски на экскурсионном микроавтобусе – мы этого так долго ждали! И впечатления: роща гивей-каучконосов, пагоды, гигантские диптерокарпусы в заповедном лесу, южно-китайское море и дикие пляжи, тропический дождь по полуденному расписанию!
Один из марш бросков завершился в каком-то прибрежном селении. На постой нас определили к местному жителю, которого представили, как одного из первых, наверное, в то время миллионеров-предпринимателей на территории Южного Вьетнама. Должно быть, до ночевки, мы и ферму этого предпринимателя посещали, может быть устричную или черепашью, а, может, смотрели, как выращивают жемчуг или в дворовых печах бронзу варят и изделия из нее льют. В памяти не осталось, что именно посещали. Впечатлений за день было очень много. Но запомнилось, что весь день мучила жажда и очень хотелось перекусить, хотелось, но как-то не складывалось.
И вот наступили ранние тропические сумерки, принимающей стороной на скорую руку был организован приветственный ужин и … Переводчик отпущен. Быстро в номер, спать! Туристами мы были благодарными, поездку эту ждали и к вопросам организации относились серьезно. Раньше лег – быстрей уснул, значит, полноценней будет следующий экскурсионный день!
Здесь следует заметить и следующее. Отель, в котором нас разместили, по форме представлял правильный квадрат из одноэтажных корпусов с двором внутри. Нам достался очень просторный номер, вход в который был с открытой террасы, выходящей во двор. В центре двора росло огромное манговое дерево. Собственно, уходя в номер, мы делились друг с другом впечатлениями о количестве плодов на этом великане. И других достопримечательностей заметить не успели.
Разбудила нас какая-то кутерьма на веранде. После небольшого замешательства пришлось одеваться и выходить. Время было уже полночное. Бросились в глаза миллионы звезд в тропическом небе и зеленых огоньков светлячков вокруг. В эту 3-D инсталляцию прожектором врывался свет полной луны, который давал отсвет на веранду. За подкатным серебряным столиком с кофе и фруктами на керамическом слоне сидел хозяин жилища, рядом – тоже на слонах из керамики – сидели еще несколько человек, должно быть члены его семьи. Нас пригласили, не речь, но приветственные жесты не оставляли сомнений…
Столик стоял у одной из колонн веранды, которая в свете луны представляла собой сплошной ковер огромных белых цветов. Мы решили, что это зацвели какие-то тропические орхидеи. Сюрреалистичная картина увиденного: цветение в свете луны сотен огромных цветов вместе с траекториями зеленых огоньков светлячков во тьме за верандой, навсегда запечатлились в памяти, вместе с ароматом из смеси запахов цветущих «орхидей», кофе и благовоний, которые дымились, как непременный атрибут ночного застолья.
Мы быстро ретировались, так как понимали, несмотря на радушие хозяев, эти ночные бдения – не для нас. Сбитые с толку предшествующей суматохой и нестандартностью ситуации в ночи и пораженные увиденным, мы решили, что уже утром рассмотрим внимательно чудо цветения.
Проснувшись и выйдя из номера, первым делом рассмотрели «цветущую в ночи» колонну. Она была задекорирована развешанными на подвесах из проволоки эпифиллумами (теперь, спустя много лет, я понимаю, что это были они), стебли-листья которых были переплетены так, что представляли собой сплошной зеленый ковер. Сотни пильчатых зигзагообразных «ремней»- стеблей опоясывали колонну. Правда, еще одно чудо заключалось в том, что цветов на этих стеблях не было! Нам что эти огромные чашеподобные звезды цветов, словно излучающие свет луны, привиделись ночью? Или они исчезли вместе с феерической армадой светлячков??
Переводчику мы рассказали о ночном приключении, но мы покинули «приют» столь организованно быстро, что у него не было шансов расспросить хозяина. Да и судя по его реакции, он усомнился в достоверности нашего рассказа (или в совершенстве своего владения переводом?). Так что ставить ему не решаемые задачи, мы не стали.
Спустя годы, убедившись, что мы наблюдали в ночи массовое цветение эпифиллума, где-то на просторах интернета я нашел и другие ответы.
Этот кактус очень легко поддается гибридизации, особенно межродовой с гелиоцереусами. На территории Вьетнама в природных условиях кактус этот не произрастает. Родина эпифиллума – Мексика. Но в США с 1940-х годов была популярна культура комнатного выращивания эпифиллумов и их гибридизация. А США, как известно, долго оккупировало Южный Вьетнам. Из США, видимо, эпифиллум и завезли во Вьетнам, и ему здесь, в условиях тропиков, очень понравилось.
Во Вьетнаме ночное цветение эпифиллума (правда, в заметке речь шла о другом кактусе – принцесса ночи, но я то видел – эпифиллум) приобрело культовое значение. Здесь существует поверье, что увидеть ночное цветение этого кактуса в кругу семьи за чашечкой кофе, - скорый путь к обогащению и семейному счастью.
Ну и, наконец, ответ на вопрос, почему утром кактус был без цветов, я нашел после того, как мой эпифиллум ангулигер первый раз отцвел. Если цветок этого кактуса – восхищает, то отцветший увядший бутон очень не презентабелен. Он смотрится, как неопрятная тряпочка, и может вызвать еще ряд не совсем приличных ассоциаций. В то же время, после отцветания, бутон этот необыкновенно легко отделяется от растения, не оставляя никаких следов после себя. Должно быть тот гибрид эпифиллума, что видел я, цвел, как и принцесса ночи, всего несколько часов в ночи (Мой эпифиллум цветет двое суток, а потом еще суток пять, наверное, сушит бутон до состояния сбрасывания). А утром хозяин с легкостью удалил отцветшие цветы, чтобы не смущать постояльцев.
У моего сегодняшнего ангулигера еще одно существенное отличие от тех эпифиллумов, что цвели в ночи. Его бутоны набирают силы долго и не одновременно «уходят под цветение». Таким образом, цветение получается растянутым по времени, а увиденное мной завершилось в течение нескольких часов. Возможно все же, тот кактус был другим похожим внешне видом, цветущим исключительно ночью: селеницереус антонианус.
Это фото из интернета, но я все же склонен думать, что видел исключительно эпифиллум ангулигер с измененными свойствами либо благодаря гибридизации, либо благодаря условиям выращивания.
Такой он – этот загадочный, восхитительный и в то же время очень доступный для выращивания – эпифиллум ангулигер.