Нелинейное повествование — это такой приём, когда историю рассказывают не последовательно. То есть умышленно нарушают хронологию повествования.
Основные типы:
- Обратная хронология. Разрешение конфликта помещается в самое начало произведения, а развитие сюжета отображает причины и мотивы, объясняющие такое разрешение. Пример: «Герой нашего времени» Лермонтова. Сначала рассказчик в настоящем времени, он знакомится с Максимом Максимычем. Тот рассказывает об эпизоде из прошлого Печорина. А потом сам Печорин рассказывает о ещё более поздних событиях.
- Смешанная хронология. Перестановка местами только некоторых частей сюжета. Как правило, кульминацию ставят в начало, чтобы удивить и заинтриговать. Большинство остального сюжета рассказывается линейно. Пример: «Бойцовский клуб» Паланика. Сначала мы видим ГГ на крыше небоскрёба с пистолетом во рту, а потом сюжет рассказывает, как до этого дошло, и что было после крыши небоскрёба.
- Фрагментное повествование. Части сюжета перемешиваются без явных связей между собой. Это запутанные и кажущиеся нелогичными истории. В них сложно отделить настоящее от будущего, реальность ото сна. Обычно используется авторами для создания загадки вокруг общеизвестной истины. Пример: «Облачный атлас» Митчелла. Шесть историй эпизодически перемешены между собой, чтобы показать универсальность человеческой природы.
- Параллельное повествование, флешбэки. Один из вариантов: герой вспоминает прошлое, и сцены этого прошлого перемешиваются со сценами настоящего, чтобы повзрослевший герой заново прокомментировал свою молодость. Пример: «Машенька» Набокова. Ганин ожидает приезда своей бывшей возлюбленной в Берлин и вспоминает их подростковый роман.
Напрашивается вывод, что использовать приём нелинейного повествования можно тогда,
- Когда он придаст больший драматизм истории, которая, будь она рассказана линейно, оказалась бы не столь эффектна.
- Когда по сюжету необходимо рассказать прошлое героя.
Важно учитывать при нелинейном повествовании:
- Если история растянута по длинной временной шкале, то следите за метаморфозами персонажей: они должны становиться старше, умнее, или циничнее, злее и т.п. Мир произведения, кстати, тоже должен изменяться.
- Каждый временной отрезок должен содержать в себе интригу. Так читателю будет интереснее следить за несколькими сюжетами.
- История, рассказанная нелинейно, должна исследовать конкретно одну конфликтную ситуацию.
- Время повествования необходимо то сжимать, то растягивать: если момент важен, то его прописываем тщательно, подробно; если период малозначим, что «проматываем» его.
- Нарушая ход событий, ответь на такие вопросы: это сюжетно и эмоционально оправдано? Развязка не смажется? Логика сюжета не пострадает?
- Если вставляешь флешбэки из прошлого персонажа, убедись, что они сюжетообразующие. Вставлять воспоминание ради воспоминания — моветон.
Пока это всё, коллеги.
Удачных вам запутанных историй!