Найти тему

Нелинейное повествование

Нелинейное повествование — это такой приём, когда историю рассказывают не последовательно. То есть умышленно нарушают хронологию повествования.

Основные типы:

  • Обратная хронология. Разрешение конфликта помещается в самое начало произведения, а развитие сюжета отображает причины и мотивы, объясняющие такое разрешение. Пример: «Герой нашего времени» Лермонтова. Сначала рассказчик в настоящем времени, он знакомится с Максимом Максимычем. Тот рассказывает об эпизоде из прошлого Печорина. А потом сам Печорин рассказывает о ещё более поздних событиях.
  • Смешанная хронология. Перестановка местами только некоторых частей сюжета. Как правило, кульминацию ставят в начало, чтобы удивить и заинтриговать. Большинство остального сюжета рассказывается линейно. Пример: «Бойцовский клуб» Паланика. Сначала мы видим ГГ на крыше небоскрёба с пистолетом во рту, а потом сюжет рассказывает, как до этого дошло, и что было после крыши небоскрёба.
  • Фрагментное повествование. Части сюжета перемешиваются без явных связей между собой. Это запутанные и кажущиеся нелогичными истории. В них сложно отделить настоящее от будущего, реальность ото сна. Обычно используется авторами для создания загадки вокруг общеизвестной истины. Пример: «Облачный атлас» Митчелла. Шесть историй эпизодически перемешены между собой, чтобы показать универсальность человеческой природы.
  • Параллельное повествование, флешбэки. Один из вариантов: герой вспоминает прошлое, и сцены этого прошлого перемешиваются со сценами настоящего, чтобы повзрослевший герой заново прокомментировал свою молодость. Пример: «Машенька» Набокова. Ганин ожидает приезда своей бывшей возлюбленной в Берлин и вспоминает их подростковый роман.

Напрашивается вывод, что использовать приём нелинейного повествования можно тогда,

  1. Когда он придаст больший драматизм истории, которая, будь она рассказана линейно, оказалась бы не столь эффектна.
  2. Когда по сюжету необходимо рассказать прошлое героя.

Важно учитывать при нелинейном повествовании:

  1. Если история растянута по длинной временной шкале, то следите за метаморфозами персонажей: они должны становиться старше, умнее, или циничнее, злее и т.п. Мир произведения, кстати, тоже должен изменяться.
  2. Каждый временной отрезок должен содержать в себе интригу. Так читателю будет интереснее следить за несколькими сюжетами.
  3. История, рассказанная нелинейно, должна исследовать конкретно одну конфликтную ситуацию.
  4. Время повествования необходимо то сжимать, то растягивать: если момент важен, то его прописываем тщательно, подробно; если период малозначим, что «проматываем» его.
  5. Нарушая ход событий, ответь на такие вопросы: это сюжетно и эмоционально оправдано? Развязка не смажется? Логика сюжета не пострадает?
  6. Если вставляешь флешбэки из прошлого персонажа, убедись, что они сюжетообразующие. Вставлять воспоминание ради воспоминания — моветон.

Пока это всё, коллеги.

Удачных вам запутанных историй!

сайт Иры Шиловой