У каждого государства есть границы. Но если на суше они вполне понятны хотя бы по художественным фильмам ("Здесь проходит граница"), и можно довольно точно указать, где заканчивается наша земля и начинается чужая, то на море, например, надо отсчитать от берега 22,2 километра - это будут территориальные воды. Затем будет ещё 370 километров исключительной экономической зоны. А дальше - шельф, на который прибрежное государство также имеет право. В общем, всё непросто.
А как быть с воздушными границами? В принципе, тут можно поступить чисто математически, возведя вертикаль от морской или сухопутной границы. Но... до какого предела, на какую высоту? До Луны? Или до Солнца?
Оказывается, каждое государство сверху ограничено так называемой ЛИНИЕЙ КАРМАНА, которая находится на высоте 100 км над уровнем моря. Правда, единого международного соглашения по этому вопросу до сих пор заключено, и указанная высота определена на основе неофициальных договорённостей, тем не менее, она есть, и с этим надо мириться. Поэтому если у вас есть летательный аппарат, способный подниматься на высоту более 100 км, вы можете безнаказанно летать над любой страной и никто вам ничего не вправе сделать, но стоит вам спуститься ниже, есть риск, что вас попытаются сбить как нарушителя государственной границы.
Небольшая оговорка: для себя, любимых, США определили верхнюю границу не в 100, а в 80 километров. Мало того, что это и так "град на холме", так ещё и "попросим не летать над нами!!!" Ни в коем случае не оправдываясь, они по данному поводу заявляют, мол, это потому, что на такой высоте давление на крыло летательного аппарата составляет 1 фунт на 1 квадратный фут управляющих поверхностей (47,88 Па). По-моему, аргумент весьма убедительный.
Американский инженер и учёный Теодор фон Карман (11 мая 1881 - 6 мая 1963) получил высшее образование в Будапеште, затем учился в Гёттингенском университете, где и защитил диссертацию. После Первой мировой войны, в которой он принимал участие, вернулся на родину, а после создания в 1919 году Венгерской Советской Республики был назначен заместителем народного комиссара просвещения. Но когда социализм в этой стране накрылся, опять уехал в Германию, а позже - в США, где ему доверили пост директора лаборатории воздухоплавания Калифорнийского технологического университета. Там он занимался аэронавтикой и астронавтикой. Много лет спустя по инициативе Кармана была основана Международная академия астронавтики, которая объединила ведущих учёных и инженеров, работающих в области космических исследований.
Высоту в 100 километров Карман рассчитал в 1956 году на основании того, что на данной отметке атмосфера становится слишком разряженной, поэтому любой аэродинамический летательный аппарат, достигнув ее, чтобы не упасть, должен продолжать движение с первой космической скоростью, равной 7,9 км/с. Иными словами, это рубеж, которые обычные летательные аппараты преодолеть уже не могут - только космические. А космос, как известно, объявлен ничьим, там могут летать все, даже северные корейцы и инопланетяне.
К слову, первым космическим аппаратом, преодолевшим ЛИНИЮ КАРМАНА, была, как ни странно, немецкая баллистическая ракета ФАУ-2, которую Вернер фон Браун умудрился запустить аж на 188 километров.
Ну, если всё, что от уровня моря вверх до ЛИНИИ КАРМАНА, принадлежит государству, то где заканчивается его подземная граница? Оказывается, таковой не существует. То есть всё, что уходит вертикально вниз, начиная от границы, заканчивается... ядром Земли.
Поэтому когда в далёком 1990 году иракская армия под предводительством Саддама Хусейна вторглась в Кувейт, у них был очень веский для этого повод: вероломный сосед, освоив передовые американские технологии наклонного бурения, втихаря начал качать чужую нефть из иракских недр на свою территорию. За это Хуссейн потребовал от него полного списания иракского долга, а также выплаты двух с половиной миллиардов долларов компенсации. Цивилизованный мир осудил агрессию Ирака, хотя ни слова не сказал про воровство Кувейта.