– Я вот одного не могу понять: почему при всей доступности психологии сейчас ею занимаются не все люди? Ну как?! Ну почему?! Это ведь так полезно, это так нужно для жизни! Я сейчас не знаю, что бы я делала, если бы не начала разгребать свои вопросы с помощью психологии и осталась бы той, прежней мною: я бы, наверное, уже умерла. Причем, буквально. Но когда оглядываюсь вокруг – все будто спят и не хотят просыпаться. Блин!
– Я тебя понимаю :) Сам это ощущал. Это чувство «Блин, ну проснитесь уже!» ощущается особенно остро тогда, когда ты только начинаешь заниматься изменением себя. И когда есть первые результаты, первые яркие инсайты – тогда шаблонность и автоматичность людей вокруг кажется явной и повсеместной, и хочется «спасти всех вокруг». Но не спеши :) Ты же наверняка уже столкнулась с тем, что эта психология большинству людей нафиг не нужна?
– Да, столкнулась :) Я бы сказала – лбом фигакнулась, это будет поточнее. У меня тут с сестрой был разговор, она всё время ноет про то, что у неё жизнь какая-то «не такая» и что нужно всё менять. Ну и когда я попыталась говорить с ней о реальных шагах, она дала мне такой отпор, что мне сразу же захотелось заткнуться и больше никогда об этом не говорить. Казалось бы, она ведь сама начала. Но оказалось, что это у неё тоже вот такой автоматизм «ныть и жаловаться», я за ней давно это вижу: плакаться о том, что жизнь плохая, но при этом ни фига не делать и продолжать наступать на одни и те же грабли. Это лечится?
– Наверное, я тебя огорчу: усилиями со стороны – это не лечится. Ну, или ты можешь, конечно, попытаться «спасти сестру», но тогда стоит быть готовой к тому, что ты на это можешь потратить колоссальные усилия, а результат всё равно не будет гарантирован. Давай поясню, почему. Я думаю, что ты уже и сама догадываешься.
Дело в том, что базовая привычка нашей психики – поддерживать работающие автоматизмы и привычки. Это связано с экономией энергии. Думание, а особенно – целенаправленное думание и решение задач, это очень энергоемкий процесс. И поэтому всё, что может быть переведено в автоматическую привычку – обязательно в неё переводится. Для экономии сил. И вот когда человек растет, формируется, на него этих привычек налипает – вагон и маленькая тележка. Даже если какие-то из привычек оказываются по факту вредными и деструктивными, они всё равно являются частью сбалансированной системы под названием Личность. И поэтому просто так взять и вынуть любую из привычек из этой структуры – та еще задачка, потому что от этого зашатается вся конструкция. Мы, люди, очень не любим ощущение неизвестности и нестабильности. Это ощущение вызывает в нас сильный страх, мы переживаем это как дискомфорт, порой даже в виде болезненных ощущений на физическом уровне. И поэтому наше желание оставаться «в стабильном состоянии» — это нормальное стремление каждого человека. А когда ты пытаешься предложить человеку нечто для него непривычное – он взрывается, прямо как твоя сестра, и защищает своё «здание личности» как зеницу ока. Типа, «да, мне с этим живется плохо, да, есть проблемы – но это известные проблемы в понятном мне мире, так что оставьте меня в моей привычной вселенной».
А теперь давай вспомним, в каком случае человек начинает всерьез заниматься прикладной психологией и начинает менять себя? Ты помнишь, как у тебя, например, это произошло?
– Да, хорошо помню. Мне стало так фигово, что я чётко поняла: если я сейчас что-то кардинально не изменю, то я просто умру. Настолько всё уже было запущенно. И я помню, что во мне произошел какой-то надлом. Не могу сейчас описать кратко, потому что это было очень сильное и такое всеохватывающее ощущение, но точно могу сказать, что я в этот момент знала одно – назад дороги нет. И всё то, что я до этого знала – это пыль, это бред, и нужно собирать всю себя заново, по кусочкам.
— Вот, да, ты очень верно описываешь ощущение, и я согласен с тобой – его трудно описать в двух словах, потому что трудно высказать всё то, что творится внутри в этот момент. Но точно можно утверждать одно: это такой слом личности, после которого ты вынужден идти вперед, вынужден что-то менять, потому что все мосты позади уже сожжены. И тут либо вперед, либо смерть. Да, конечно, кому-то со стороны это может показаться преувеличением или утрированием, но мы с тобой точно знаем, что это даже преуменьшение.
– О, да :)
¬– Да. И если условно сократить описание этого состояния до одной фразы, я для себя это называю «трещиной в картине мира». Это когда в моем мировоззрении образуется такой разрыв, который делает невозможным восприятие себя и мира вокруг так, как это было раньше. И появляется ощущение «я знаю, что я ничего не знаю». Это проживается как очень сильный дискомфорт, и поэтому хочется побыстрее эту дыру залатать. И тогда начинается поиск: поиск себя, поиск недостающих паззлов картины мира, которые бы заполнили зияющую брешь, поиск методов, способов строительства собственной личности, которые бы, с одной стороны, залатали дыру нынешнюю, а с другой стороны, предотвратили бы появление таких дыр в будущем.
– Да-да, вот это важно: я тоже помню, что очень хотелось, чтобы в будущем таких «потеряшек» больше не было. И поэтому я тоже прекрасно помню, как стала искать ответы на вопросы «а как оно на самом деле?», и не просто искала и использовала уже готовые и подсказанные кем-то варианты, а многократно их перепроверяла, в уме и в жизни, так сказать, «на вшивость»: а вдруг это неправда? А вдруг это не так? А что если в других ситуациях это не работает? В общем, мой мозг кипел :) Ну, он и продолжает, но уже поменьше, потому что я привыкла, что ли, к этой работе. Ну, или просто заполнила бОльшие части моей «дыры в мировоззрении» более гибкими кусочками паззла, которые не рассыпаются от столкновений с различными гранями реальности.
— Вот точно ты говоришь: да, начинается внимательный процесс думания. И у тебя твоя картина мира это не просто паззл из кусочков, которые ты подобрала автоматически по ходу взросления, а собранный тобой собственноручно новый паззл, с новым узором, каждую детальку к которому ты уже подбираешь максимально осознанно и с прицелом на конкретные твои желания и жизненные задачи.
Но, как ты тоже справедливо сказала, в этом процессе мозг по-настоящему кипит. Это работа с большой буквы «Р». И ты её начала делать не потому, что тебе просто стрельнула в голову мысль «а почему бы не поразвлекаться?», а ты начала это потому, что ты была во всех смыслах «на грани». То есть ты по-другому и не могла.
И вот представь, что ты подходишь к человеку, который еще не оказался на грани и не знает, что это такое – «ощущать трещину в картине мира», и предлагаешь этому человеку совершить квантовый прыжок в неизвестное. Типа, «а давай-ка мы разломаем твои представления о себе и о жизни, нарушим привычный ход твоей жизни и окунемся в бездну?». Ну и понятно, что человек ответит :) В смысле, словами-то он ответит одно, но эмоционально – это будет ответ в виде агрессии, естественный для человека, которого подвели к краю бездны и спросили «Прыгать будешь?».
– Дааа…. Понимаю… В общем-то, после разговора с сестрой я так и поняла. Скорее, даже не поняла логически, а почувствовала. Я ощутила, что ей, при всём её нытье, в её мире пока уютно. Ну, да, поныла, пожаловалась, даже пострадала. Но, видимо, её картина мира и её жизнь пока достаточно стабильны. То есть не настолько рассогласованы с её реальностью, чтобы она начала ощущать это как «трещину в картине мира». И, правильно ли я понимаю: это значит, что до момента «возникновения трещины» мои приглашения «прыгнуть в пропасть» для неё будут неприемлемы?
– Ну, а ты сама как думаешь?: )
– Думаю, что да. Да…
– Ага. И вот поэтому прикладная психология – не для всех. В том смысле, что «играться» в прикладную психологию могут многие, очень многие люди. И они так и делают: делают вид, что отрабатывают какие-то упражнения, делают вид, что что-то в своей жизни меняют. Но на самом деле – они делают все возможное, чтобы снаружи вид «личностного роста» как бы был, чтобы можно было сказать «вот, я личностно меняюсь, я тоже молодец», но при этом чтобы реальных изменений не было. Потому что реальные изменения – это очень непривычно и дискомфортно. И для того, чтобы их в себе делать, нужно оказаться в состоянии крайней на то необходимости. А такая необходимость возникает не у всех: то ли к счастью, то ли к сожалению.