Было это в приснопамятные девяностые годы, кажется в 1996 году. На сцене нашего белгородского драматического театра им. Щепкина режиссёр-авангардист решил покуситься на «Вильяма, нашего Шекспира», - поставить авангардную версию трагедии«Ромео и Джульетта».
В спектакле принимали участие молодые актёры нашего театра, а так как спектакль был авангардным, то и вели себя герои трагедии, жители Вероны, соответственно: не в традициях Ренессанса, квинквиченто там, или квадроченто, а по манерам юных созданий конца века XX.
Юная Джульетта играла на гармони, а Ромео катался по сцене на велосипеде (кажется на одноколёсном) и прыгал по сцене живчиком. Актёры лазали по канатам и, повиснув на них вниз головой, упоённо целовались. В канун 60-летия белгородского театра драмы, актёры с этим спектаклем ездили в Москву, и актриса, игравшая Джульетту, в Москве и осталась в одном из московских театров.
К сожалению, я спектакля не видел, оттого не могу ничего сказать о родителях героев трагедии и о Меркуццо, но у моей коллеги Маши в это время в театре работала тётя, и часто давала ей контрамарку на спектакли. Вот она мне и рассказывала о впечатлениях о спектакле, ей спектакль очень понравился.
Помню рассказывала, как юный Ромео взбирался по лестнице на балкон к Джульетте с признаниями в любви и, чуть не срываясь с лестницы, весь в сильных эмоциях, не забывая текст, выделывал на ней всякие коленца. Народ, которому повезло спектакль посмотреть, творчество режиссёра и молодых актёров нахваливал, но рассказ мой будет отнюдь не о спектакле.
К нам на завод пришли тогда двое молодых людей, и заказали пять мечей, не шпаг, а стальных мечей, всё по чину, с рукоятью и с гардой. Разговор они вели сначала у заместителя начальника цеха, потом я застал их втроём в цехе и узнал, что им нужны настоящие стальные мечи, и что замначальника их отговаривал от этой затеи: мол,настоящие мечи мы не откуём, для этого многое нужно, чего у нас нет.
Я зама поддержал, сказал молодым людям, что для этого нужна специальная сталь, угольный горн с поддувалом и опытные кузнецы. Наши, хоть и опытные, но в ковке булатной стали не практиковались. Если харалужные мечи, то, опять нужна сталь двух марок: высокоуглеродистая, которой на заводе нет, и низкоуглеродистая. Кроме того, опять же, без горна ничего не выйдет. Наши нагревательные печи окислительного нагрева, и при нагреве образуется в поверхности обезуглероженный слой. А в горне нет. Так и арабы древние ковали и амосовские кузнецы.
- Изготовьте, - я обратился к заместителю начальника, - им алюминиевые мечи, и лёгкие они, и звенят они металлическим звоном, и зритель не разберётся из какого металла они сделаны.
– Нет, - категорически ответили заказчики мечей, - нам нужны только стальные.
– Ну, стальные, так стальные, - сказал им на это зам, - только не поубивайте себя там на сцене, с такими мечами всё может статься, не мечи каролинги вам сделаем, а прокуём с прутка, из стали марки 45.
Удовлетворённые молодые люди ушли, а заместитель мне сказал:
- С высокой твёрдостью, как положено в 57 единиц,мы им делать не будем, а сделаем с твёрдостью где-то 30-35 по Роквеллу.
- Правильно, ответил ему я, а то осколками всех посекут.
Премьера прошла "на ура", повторный спектакль тоже благополучно, а вот на следующих спектаклях или усталость металла сработала и свои трещинки наметила, или с ярой ожесточённостью рубились на дуэли нашими мечами актёры, игравшие Ромео, Меркуццо, и Тибальда – только мечи… разлетелись на части. Слава Богу, никого не задев. И мне думается, что именно в это момент Меркуццо и сказал свою фразу: «Чума на оба ваших дома!»
О разлетевшихся мечах прямо на спектакле мне поведал заместитель начальника цеха:
- А ведь мы их предупреждали…
Вот история вышла с мечами для постановки авангардного спектакля «Ромео и Джульетта», о котором мне напомнила моя коллега Маша.
Борис Евдокимов
31.01.2022