Январские протесты в Казахстане и перебои с электричеством во всей Центральной Азии привлекли общее внимание к казахстанским «майнерам» — добытчикам криптовалюты. Страна занимает второе место в мире по этому виду деятельности — традиционно этот промысел процветает там, где есть дешевое электричество и благоприятное законодательство. До недавнего времени все и было именно так — в Казахстан даже охотно перебрались (по данным местных СМИ) не менее 50 крупных ферм из соседнего Китая, где с недавних пор и майнинг, и оборот криптовалют под запретом.
Майнеров в Казахстане настолько много, что недавний блэкаут 25-26 января, накрывший Центральную Азию, попытались «повесить» именно на них. Но напрасно — казахстанских майнеров от электроэнергии отключили с 24 по 31, в связи с чем «Казахстанская компания по управлению электросетями» (KEGOC) еще 21 января разослала письмо с предупреждением об отключении 196 майнинговым организациям по всей республике.
Естественно, речь идет только о тех, кто работает легально. В стране где, как говорят местные, «почти в каждом гараже что-то жужжит и пощелкивает», рассчитать реальное количество криптовалютчиков — задачка со звездочкой. По примерным оценкам KEGOC, объем потребления электроэнергии в Казахстане криптофермами превышает 1 ГВт. В совокупности с высокой аварийностью на казахстанских электростанциях это вызывает постоянные внеплановые перетоки электроэнергии на границе с Россией (с энергосетью которой связан Северный Казахстан ) около 1-1,5 ГВт в день.
Раньше президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев уже поручал правительству разобраться с нелегальными майнерами и что-то решить по законодательному урегулированию вопросов майнинга.
Пока это вылилось только в недельное отключение и некоторые новшества в Налоговом кодексе Казахстана — с 1 января ввели специальную плату за цифровой майнинг. Ее будут рассчитывать из расчета фактически потребленных объемов электроэнергии — 1 тенге за 1 кВт/час электроэнергии. Но при этом никакой налоговой отчетности по плате за цифровой майнинг Налоговым кодексом не предусмотрено. Это говорит нам о том, что, вероятно, решение еще не окончательное.
Сами казахстанские майнеры оценивают процессы происходящие с индустрией как неблагоприятные. Проблемы с электросетями могут вынудить их уйти из страны. Отдельный вопрос — куда? В Китае криптобизнес закрыт, в России тоже начинается широкая дискуссия о будущем криптовалют в российской юрисдикции. Но очевидно, что времени на размышления остается все меньше — все идет к повышению цен на электроэнергию.
«У нас вся система находится на грани, износ станций - больше 70%, возраст станций - около 40 лет в среднем по Казахстану. Цены на электроэнергию всегда сдерживались, и индустрия оставалась серьезно недофинансированной. А майнеры, по сути, стали на какой-то момент оправданием для КЕGOC и Министерства энергетики», — убежден президент Ассоциации блокчейна и индустрии дата-центров в Казахстане Алан Дорджиев.
#РепортёрНовости