Найти тему
Дестрой

Поднялись на самый верх 54-метровой башни Заднего Кронштадтского створного маяка

Сегодня мы расскажем про Задний Кронштадтский створный маяк, возвышающийся более чем на пол сотни метров над молом Кронштадтского морского завода на берегу Военной гавани острова Котлин.

-2

Этот маяк строился в начале XX века на моле тогда ещё Кронштадтского пароходного завода как Большой Верхний Николаевский створный маяк, который должен был служить в качестве дополнения к построенному ещё в 1857 г. на форте "Кроншлот" Верхнему Николаевскому маяку. Оба этих маяка, разнесённых между собой на 2400 метров, предназначались для обеспечения морского судоходства в районе Военной гавани Финского залива.

-3

Строительство этой маячной башни обошлось царской казне в немаленькую сумму, которая составляла 82 000 царских рублей.

Старая фотография маяка 1994-1995 гг. из телефонного справочника-путеводителя "Кронштадт", найденная на сайте старых фотографий pastvu.com.
Старая фотография маяка 1994-1995 гг. из телефонного справочника-путеводителя "Кронштадт", найденная на сайте старых фотографий pastvu.com.

В 1915 г. маяк был достроен и введён в эксплуатацию, став впоследствии Задним Кронштадтским створным маяком, который взял на себя функции Верхнего Николаевского Маяка. Сам же Верхний Николаевский маяк стал Передним Кронштадтским створным маяком.

-5

С тех пор эти два маяка стали работать в паре, образуя створ маяков, который указывал точное направление движения суден и кораблей к старому колену Кронштадтского корабельного фарватера, проходившего к западу от Котлина. Но в 2008 г. было открыто новое судопропускное сооружение С-1 и необходимость в использовании этого колена отпала и с тех пор маяк стал указывать путь судам, идущим с юга от Ломоносовской гавани к Кронштадту.

-6

Если верить описанию в интернете, светооптический аппарат маяка раньше светил красным огнём на 15 морских миль в западном направлении в сторону Кронштадтского фарватера, а также зелёным огнём на 4 морских мили в южном направлении в сторону Ломоносовской гавани, но после открытия нового пропускного сооружения стал светить только зелёным огнём

-7

Сам маяк представляет собой восьмигранную башню высотой 54 метра серого цвета с красным фонарным сооружением.

-8

Толщина стен у основания башни составляет около 40 сантиметров.

-9

Сама башня способная выдерживать ветровую нагрузку до 250 кг на квадратный метр и установлена на мощном железобетонном фундаменте толщиной в 3,8 метра, а диаметром около 12 метров.

-10

Благодаря одному одному хорошему человеку нам довелось официально побывать внутри этой башни.

-11

Но к сожалению с собой был только телефон, так что некоторые фотографии оставляют желать лучшего.

-12

Наверх уходит свойственная маякам винтовая лестница.

-13

Сейчас этот маяк выполняет свои функции чисто условно и больше используется как резерв, ведь на каждом судне есть спутниковая навигация с подробными картами глубин.

-14

С набором высоты стены башни становятся тоньше.

-15

Кстати сама башня разделена на условные этажи четырьмя диафрагменными перекрытиями, построенными для придания большей жёсткости и прочности конструкции, поэтому всю высоту изнутри увидеть нельзя.

-16

А мы поднимаемся наверх минуя перекрытие за перекрытием.

-17

Отверстия в центре каждого "этажа" видимо остались ещё со времён первого маятникового механизма светооптического аппарата.

-18

Во времена СССР все маяки были модернизированы и переведены на электричество и его демонтировали.

-19
-20

На третьем перекрытии есть выход на небольшой балкончик с мостком, назначение которых осталось не очень понятным.

-21
-22

А мы поднимаемся ещё выше.

-23

Здесь под фонарным сооружением башня расширяется, а объём "этажа" занимает что-то вроде дежурной комнаты.

-24
-25

Но она совершенно пуста.

-26

Лезем ещё выше.

-27

И выходим в основание фонарного сооружения. Толщина стен здесь кстати уже всего сантиметров 15.

-28

Здесь видно основание старого светооптического аппарата, который явно изначально вращался.

-29

Запасные маячные лампы.

-30

Но если подняться в само фонарное сооружение...

-31

То вместо светооптического аппарата мы увидим такую, установленную вместо него сумбурную конструкцию на основании для призмы-линзы, собранную из старого прожектора, отражателя и обычных ламп. Но что интересно, ламы рабочие и одна из них окрашена в зелёный цвет.

-32

А это окошко с красным светофильтром теперь закрыто импровизированными щитами.

-33

Выбираемся на круговой мосток вокруг фонарного сооружения.

-34

Вид на территорию Кронштадтского Морского Завода.

-35

Вид на угол мола, где установлен знак Военного угла №1, который был основан ещё в 1848 г.

-36

Вид на пристань.

-37
-38

Осмотрим фонарное сооружение снаружи.

-39

Очевидно, что раньше оно имело остекление, но впоследствии его зашили металлом, когда необходимость во вращении светооптического аппарата отпала.

-40

Ну и напоследок давайте поднимемся на самую верхнюю точку башни.

-41

На крышу фонарного сооружения.

-42

Где установлен такой симпатичный флюгер.

-43

Ну а на этом всё.

-44

Если вам понравился материал, то ставьте палец вверх, подписывайтесь на наш канал и делитесь нашими публикациями с друзьями.

Также при желании вы можете помочь нашему проекту, ведь наши поездки по разным городам и регионам обходятся не дёшево. Мы будем рады любой помощи: 4048 0250 0167 8807

Спасибо за просмотр и до новых встреч.