В своё время кинокритики предрекали фильму «Пандорум» скорое забвение, однако он продолжает даже многие годы спустя после выхода на экраны привлекать внимание зрителей. Нам же хотелось бы обратиться к тем моментам картины, которые не были отмечены большинством обозревателей, а потому делают её вдвойне интересной.
Многие отмечали перекличку этой ленты с космическим хоррором «Сквозь горизонт» (1997). Вполне предсказуемо - ведь продюсером в данном случае был Пол Андерсон, указанный «горизонт» некогда ставивший. Но куда более важным был творческий путь собственно режиссера, Кристиана Альварта, известного как мастер «германского триллера» («Антитела», «Звонок мертвецу» и т.д.).
По этой причине «Пандорум» - это отнюдь не фантастический боевик, герои которого спасаются от космических зомби. Это именно триллер, причем, снабженный очень мощной мифологической составляющей. Если же говорить об источниках вдохновения, то можно выделить две знаковых для мрачного кино киноленты.
Ребенок-монстр и сцена «купания» в резервуаре с останками явно указывают на «Феномен» Дарио Ардженто. А есть принять к сведению, что в первоначальной версии сценария космический корабль предполагалось сделать тюрьмой, то очевидна аллюзия к третьей части «Чужих», которой впервые явил себе публике Дэвид Финчер.
Однако у «Пандорума» совершенно самостоятельный сюжет, привлекающий много больше, нежели какие-то визуальные решения. Во-первых, весьма необычно обыграна характерная для криминального кино тема амнезии. Она связана с выходом из анабиоза. Один из членов экипажа корабля приходит в себя, а собственно экипажа нет. Да и на корабле явно что-то неладное.
Ни света, ни других представителей команды, которые должны сдать ему вахту. Да и сознание пребывает в полном тумане. Второй загадкой становится появление в высшей мере неприятных существ (нечто среднее между орками и зомби), которые ведут самую настоящую охоту на людей, оставшихся в живых.
Третья загадка, это сугубая миссия корабля, напоминающего «Ноев ковчег», ибо он должен принести жизнь на пригодную для жизни планету. В части переклички с мифами фильм наиболее интересен. Капрал Бауэр явлен как «культурный герой», которому предстоит совершить «путешествие на край». В данном случае пробраться к реактору и перезапустить его, дабы вернуть жизнь кораблю.
Опять же действие происходит как бы в мифическое время, так как о событиях некоторого прошлого оставшиеся в живых свидетели повествуют в форме сказаний («три индейца»), ядром которых стало предание о «грехопадении короля». Традиционный миф как бы пытаются противопоставить новой этике Ницше, предполагающей, что с гибелью человечества происходит «смерть Бога».
Особой похвалы заслуживает финал, который во многих фантастических триллерах бывает стандартным, но только не в «Пандоруме» Забыли сказать, пандорум - это выдуманная космическая болезнь, а вовсе не название корабля. Тот именуется «Элизиум» - опять же прямая отсылка к мифам.