Ну а завершить рассказ о Сань Дао Ча хотелось бы небольшой ремаркой. Двадцать две «Чайные параферналии» назад мы пересказывали статью, опубликованную на одном сингапурском сайте. Автор этой статьи долго и с удовольствие ходил ногами по чаепитиям, описанным в старинном, китайском, знаменитом и сильно эротическом романе «Цветы сливы в золотой вазе». Смысл претензий сингапурского автора состоял в том, что описанные в романе чаепития включали в себя огромное количество добавок в чай и закусок к чаю. Которые, по мнению автора, полностью забивают вкус чая и искажают саму суть чаепития. А чтобы понять, как правильно пить чай и наслаждаться его вкусом, автор упоминаемой статьи рекомендует читать специальные чайные книги эпохи Мин, а не софт-порно тех же времен.
Так вот. В «Цветах сливы в золотой вазе» значительная часть употребляемого чая — это как раз чайные супчики, примерно такие же, какие участвуют в Сань Дао Ча. До условного XV века такой формат употребления чая был очень распространен. Чистый чай китайцы распробовали позже супчиков и постепенно, для того, чтобы стать мэйнстримом чистому чаю понадобилась не одна сотня лет.
При этом, как показывает Сань Дао Ча, чайные супчики из китайской чайной культуры никуда не ушли. Мало того, в рамках тройного чая они не противопоставляются чистому чаю, а часто пересекаются с ним. Насколько удачно такое пересечение в гастрономическом смысле, мы сейчас не скажем, надо пробовать. А вот символически чистый чай и чай с разными радикальными добавками в рамках Сан Дао Ча сочетаются очень хорошо.