Найти тему
Литература.today

«Чёртова головоломка»

Рецензия на книгу Дэниела Киза «Разоблачение Клаудии».

Американский писатель Дэниел Киз, наиболее известный как автор книги «Цветы для Элджернона» (1966), написал документальный роман «Разоблачение Клаудии» (в другом варианте — «Открывающий Клаудию») в далеком 1986 году. Однако в переводе на русский язык произведение впервые вышло только в 2021-м в издательстве «Эксмо».

События, описываемые в книге, разворачиваются в 1970-х в Огайо, где произошло тройное убийство. Полицейские не восприняли всерьез слова не слишком трезвой красотки, которая подошла к ним в пабе и заявила, что ей многое известно об этом преступлении. Однако на следующий день в полицейском участке двадцати шестилетняя Клаудия (а это была она) призналась в убийствах, назвала имена сообщников и рассказала такие подробности, о которых мог знать только побывавший на месте. Но был один нюанс: женщина страдала шизофренией и принимала таблетки. Реальность и фантазии в ее голове переплетались и путались так сильно, что ей и самой бывало невозможно отличить одно от другого. Вскоре Клаудия стала с изумлением отрицать причастность к преступлениям, смущая и путая следователей…

Прошло много лет, дело давно раскрыли, и Клаудия осталась на свободе. Но это оказалось только начало.

«Вскоре Клаудия поняла, что история еще не увидела своего финала. Что-то рвалось из самых глубин ее сознания, изводя ночными кошмарами. Она <…> принялась искать писателя, который поведал бы ее историю миру».

Этим писателем и оказался Дэниел Киз. К тому времени (1982 год) уже был лауреатом престижных литературных премий. Уже пользовалась популярностью написанная им «Таинственная история Билли Миллигана» — мужчины с расщеплением личности. А до этого Киз написал на ту же тему, но с вымышленными героями, книгу «Пятая Салли». Автор поднаторел в описании психологии и поведения незаурядных людей. Вероятно, Клаудия ожидала, что книга будет исключительно о ней как об еще одной необычной личности, однако Киз взялся за полноценное расследование — с поиском и «допросом» свидетелей и кропотливым сопоставлением фактов.

Из всех персонажей, а их в книге немало, самое сильное впечатление по идее должна производить Клаудия. В ней есть что-то от героини комиксов в стиле нуар, типа «Города грехов»: безупречно красивая, соблазнительная, беспринципная и опасная. Женщина-загадка, женщина-приключение: сегодня она выходит замуж на Гавайях, завтра попадает в секту, а послезавтра не помнит о том, что было вчера. Однако впечатление она производит другое: несчастная, психически больная, крайне внушаемая, и каждый стремится использовать ее в своих целях. При этом симпатии Клаудия не вызывает. И, кажется, главная ее опасность в том, что общение с ней может свести с ума. И не в романтическом смысле.

Несчастный Киз описывает, как чуть не плакал и как у него срывался голос, когда он пытался выведать у нее правду. А эта безмятежная леди сыпала своими «я это говорила? не помню», «простите, вчера я соврала, но теперь честна», «нет, не совсем, я не уверена». И самое сильное впечатление в итоге производит сам автор, от чьего лица написана книга! Именно к нему испытываешь сочувствие, именно за его действиями больше всего хочется следить. И восхищаться тем, как он, вместо того чтобы махнуть на эту историю рукой, два года шаг за шагом пытается отделить от бреда и фантазий истинные воспоминания в голове Клаудии. И это при том, что он не детектив и не психиатр.

«Я находился на грани нервного срыва и понимал, что продолжать работу глупо, но ничего не мог с собой поделать: я должен был наконец выяснить, что случилось на самом деле. Я обязан был разгадать эту чертову головоломку», — признается Киз.

Получилось у него или нет — рассказывать не будем. А получилась ли сама книга — судить сложно. Как документальное произведение, расследование, даже протокол, — несомненно. Как глубокое литературное произведение, которого ждешь от автора «Цветов для Элджернона», — наверное, не совсем. Даже биография Билли Миллигана, тоже реального персонажа, у Киза была выстроена как лихо закрученный роман. «Разоблачение Клаудии» в этом плане проигрывает. До середины читаешь с интересом, а дальше как-то утомляешься — несмотря на то что стиль повествования простой и оно нигде не провисает, тянет заглянуть в финал и вернуть книгу на полку.

Оценка редакции: Читабельно

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц