Рецензия из архива журнала «Искусство кино»:
«Святой Януарий — патрон Неаполя. Он очень богат — в ризнице собора хранятся дары — пожертвования верующих, оцениваемые в семь миллиардов лир. На это-то сокровище и покушаются трое американских гангстеров — Джек, Фрэнк и очаровательная Мегги, разработавшие операцию «Св. Януарий». Но грабителям необходим помощник из местного населения, особенно после того как один из гангстеров умирает, отведав традиционное неаполитанское блюдо «дары моря».
Сообщника находит дон Винченцо — влиятельный неаполитанский мошенник, сидящий за решеткой, но пользующийся в тюрьме полной свободой и комфортом. Помощника зовут Дуду. Он никак не может решиться обокрасть покровителя родного города, но у него рождается гениальная идея: похитить сокровище, затем истратить его на строительство новых домов для неаполитанской бедноты. И вот когда все неаполитанцы, в том числе и полицейские, и сторожа, застыли как зачарованные перед экранами телевизоров, слушая концерт неаполитанской песни, Дуду помогает гангстерам завладеть сокровищем, чтобы потом его у них похитить.
Но американка Мегги оказывается хитрее Дуду — покончив со своим соотечественником, она вместе с сокровищем спешит в аэропорт. Начинается традиционное кинематографическое преследование, и в конце концов Дуду настигает Мегги. Его ждет приготовленная ему доном Винченцо роскошная машина с номером Ватикана и соучастником, для отвода глаз переодетым кардиналом... Дуду уже считает себя в безопасности... Но святой Януарий тоже не дремлет: машина оказывается действительно ватиканской, а кардинал — настоящим. Так Януарий творит очередное чудо и возвращает церкви похищенные у него дары...
Таково содержание этой немудреной, но по-настоящему смешной детективной комедии, поставленной режиссером Дино Ризи. Целью его было создание чисто развлекательной ленты, и цель эта вполне достигнута.
Как и в других своих картинах, Ризи в «Януарии» посмеивается над некоторыми чертами итальянского (в данном случае неаполитанского) характера, нравов, быта н вместе с тем пародирует голливудские гангстерские фильмы.
Бездушной жестокости американских грабителей он противопоставляет человечность их неаполитанских коллег — они добры душой, почитают родителей и старые обычаи, даже богобоязненны.
На этом столкновении характеров и психологий построена, например, уморительная сцена, в которой американец Джек излагает соучастникам план «идеального ограбления», главное условие которого — точность до секунды и полная секретность. Но точность — понятие, неведомое неаполитанцам, а что до секретности, то в комнату входят все новые и новые знакомые Дуду, прослышавшие о наклевывающемся выгодном «деле»...
Из актеров запоминается прежде всего любимец итальянской публики Нино Манфреди в роли Дуду — ловкого мелкого мошенника, по натуре человека доброго и остающегося в душе неисправимым романтиком.
В маленькой роли дона Винченцо мы видим Тото — уже смертельно больного, постаревшего, почти полностью лишившегося зрения.
«Операция «Святой Януарий» имела столь огромный успех в Италии, что Ризи замыслил ее продолжения — «Операция «Святой Петр» и «Дуду в Нью-Йорке» (Г. Богемский «Операция «Святой Януарий» // Искусство кино. 1967. № 12. С. 127).