Найти тему
Native-Like Fluency in English

Эффективный способ обучения. Почему важно уметь самостоятельно составлять себе программу?

Когда я принимаю решение чему-то научиться, я долго выбираю источник/человека/систему, а потом выбираю отрезать все лишнее, чтобы не мешать себе учиться у такого человека/источника/системы.

Часто это выражается в том, что я выбираю платить за то, что, казалось бы, есть в интернете бесплатно. Есть, но оно не структурировано, не организовано, там нет обратной связи автора, там фрагменты информации вместо целостной картины, там нет нюансов.

В начале года я оплатила годовой доступ к нескольким платформам, где выбрала учиться — рисование, тренировки, английский, развитие себя, педагогика. Вместо постоянного поиска “а где есть что-то еще?”, я целенаправленно открываю ресурсы, в которые выбираю инвестировать свое время, и делаю упражнения, которые соответствуют моей цели.

Это сильно упрощает жизнь — сделать выбор осваивать знания вместо того, чтобы их накапливать.

Доделывать вместо того, чтобы искать новое “поинтереснее”.

Переделывать вместо того, чтобы расстраиваться, что не получилось.

Четко формулировать, что я хочу, вместо того, чтобы распыляться на то, чего я не хочу.

Распутывать узлы своих убеждений с целью изменить ход своей мысли, вместо того, чтобы продолжать путаться в том, чего нет.

Я никогда не ставлю “четкие”, конечные цели. Мне непонятен сам концепт.

Например, как я могу поставить цель достичь того, чего у меня никогда не было? Если у меня этого еще не было, я не знаю, как оно точно выглядит, как оно ощущается, какое оно на вкус, как с ним живется… когда люди требуют от себя четко обозначить сроки и внешний вид объекта того, чего (или кого) они хотят, они требуют невозможного. Четкие характеристики можно взять из опыта, частично — из внутреннего знания (что тоже опыт), но точно нарисовать внешний вид своего будущего (и сроки его получения) – как по мне, странная затея. Если у человека никогда не было отношений, построенных на полном доверии и уважении, он понятия не имеет, как себя в них вести. То, что он может хотеть (отталкиваясь от того, чего он больше не хочет), может выглядеть совсем не так, как он себе представляет. Если у человека нет опыта свободного владения английским, он понятия не имеет, как ощущается native-like fluency. Он хочет “туда”, строя шаги достижения этой цели понятными ему инструментами (например, “каждый день учить по 20 слов”), когда то, что он хочет, выглядит совсем не так.

Я не ставлю себе цели “через год рисовать как Ван Гог”, или даже как мой учитель. Но лучше разбираться в свете и тени — да, было бы хорошо. И это вполне достижимо. Как именно я буду этого достигать — понятия не имею. Я только знаю, что такое возможно при одном условии — когда я часто рисую. Что такое “часто” — решать буду я сама.

Я не ставлю себе цели “участвовать в соревнованиях по выездке”. Я хотела научиться управлять лошадью, строить с ней диалог, уверенно держаться в седле, наслаждаться ездой верхом. Пока училась, я обнаружила совершенно неожиданные для себя вещи про баланс, про управление, про диалог с живым существом, про равновесие и про зажатость определенной группы мышц, которую я считала нормой. Значит ли это, что я не достигла цели?

Я не задаю себе этот вопрос. Я понятия не имею, что будет потом. Но я знаю — для того, чтобы идти дальше, нужно продолжать тренировки. Только в процессе я увижу, что там дальше, а не когда буду расписывать воображаемые и “правильные” цели в модном блокноте.

Я не ставила себе цели native-like fluency. Только в процессе я увидела, что это возможно, и КАК это достигается. Одно условие неизменно — чтобы туда прийти, нужно продолжать двигаться вперед. Человек, который ставит себе цель “достичь native-like fluency” за 6 месяцев (даже за 12), никогда туда не придет. Через 6-12 месяцев (при условии, что он действительно занимается и применяет знания) у него будет совсем другое представление об этой цели, это будет человек с совсем другим сознанием. Через 6-12 месяцев он придет в точку, где поймет, что нужно поменять стратегию, тактику, периодичность, режим… вряд ли он придет к мысли “Все, хватит. Я всего достиг, я усвоил программу, я все знаю”.

Если есть программа, она всегда обозначает логическое завершение обучения. Если человек умеет сам строить себе программу, нет смысла завершать, когда только-только разобрался, когда стало получаться, когда применение приносит плоды и радость.

Мне нравится самой строить процессы своего обучения. Я могу совмещать разные методы, могу остановиться на одном.

Я выбираю не программы, а скорее навыки, которые мне нужны. И если я решила, что мне нужен в жизни спорт, я ищу способы тренироваться всю жизнь — в радость, эффективно и без травм. Например, бегать марафоны в эту категорию для меня не входит.

Если я решила, что мне нужен английский, я строю свою программу, потому что на том уровне, где я нахожусь, уже нет готовой и эффективной. Мне нужно учиться дальше создавать ее себе самой.

Если я выбрала рисование, то выбираю освоить технику, которую дает преподаватель, вместо того, чтобы прыгать по миллионам бесплатных уроков и пытаться повторить то, что я вижу, как я умею.

-2

Это своего рода тренировка концентрации внимания.

Это позволяет мне доделывать.

Именно доделывание дает удовлетворение… и мне столько еще надо всего доделать.

Иногда удивительно, как мало времени для этого нужно. Например, за 20 минут концентрации можно доделать то, что собирался закончить уже год. Такие результаты и цели мне понятны.

Но я никогда не знаю, что именно я нарисую через год. Я знаю только, что мне нужно продолжать рисовать, чтобы узнать.

#natalia tokar #english language #native-like fluency #наталья токарь #самообразование #английский