Речь пойдет сегодня не о какой-то терминологии. Я расскажу о своем личном отношении к такому топониму, как Московское царство или, если на басурманском, Moscovite Tsardom. Немало читателей наших статей прямо-таки негодуют, встречая в наших статьях такое названия, считая, что это неуважение к своей истории. Это, конечно же, не так.
Так уж получилось, что история России - в частности, тот период, в который она была известна как Московское царство - зацепила меня довольно поздно. В школе меня этот предмет, мягко говоря, не вдохновлял.
В начальной школе нам по старому советскому учебнику преподавали "историю отечества". Подход и учебника, и учительницы был своеобразен: общий смысл был в том, что Русь это такие бедные, несчастные люди-дикари, которые прямо жили на острове невезения: и письменности не было, и Рюрик всех спас, и вот монголы всех пожгли, оставив только 400 домов на расплод, и даже псов-рыцарей то не победили - они сами ушли под лед....
А там и сказки о Куликовом поле и засадном полку в 40.000 всадников (что?)... А потом опять тлен, страх, ужас, Иван Грозный, потом Петр Первый, который всех спас, потом опять все плохо, а потом всех спас Ленин... Короче, выглядело все это как беспросветная безнадега, из которой нас пару раз спасали какие-нибудь самородки.
Вишенкой на торте этой тоски , длившейся со второго по третий класс гимназии, была книга "Наша Древняя Столица", написанная в стихах и на которую мы вели КОНСПЕКТ.
И все это под мантры о том, что "русы" были всегда тихие, забитые, никого не трогали, ни на кого не нападали, а только оборонялись, когда татары, немцы, поляки, французы и прочие коварно на их избушки нападали. Зачем всей этой кодле нужны были наши избушки? Неизвестно, просто они, наверное, злые все были. А я, уже в третьем классе смутно, но представлявший политическую карту мира, понимал что, кажется, меня нае.. обманывают. Как же мы, такие мирные, безынициативные и всеми обижаемые, до Тихого океана-то вообще дошли?
С 7-9 класса - на установку, услышанную ранее, добавились тонны дат, таблиц и прочее, прочее. Когда ты в 23.30 составляешь "план-карту" на Степана Разина ты не думаешь о Степане Разине и об истории - ты думаешь, что тебе в 6.45 вставать и ехать в забитом автобусе в школу, а тебе бы еще русский начисто переписать.
И там все та же линия -Петр Первый молодец, поднял Россию на дыбы, а раньше все было плохо.
10-11 класс? Ну, бумагомарательства стало меньше, конечно, но знаний тоже не прибавилось. В классах нам часто включали учебные фильмы, в которые вникнуть было непросто - наверное, это все равно что "мыльную оперу" на середине включить - все бегают, кричат, спорят, машут руками - а почему все это тебе не узнать, потому что предыдущие 374 серии ты не видел.
При этом историей Европы и Японии я очень живо интересовался. Вот такая вот загогулина, я на тот момент о Столетней Войне в Европе и о христианских "разборках" в Японии знал больше, чем о Смутном Времени
Примерно году эдак в 2014 у меня стал проявляться интерес к уже родной истории - причем, сразу периода 16-17 вв. Историей военной, естественно. Сначала мне стали попадаться графические реконструкции "полков иноземного строя", и я с удивлением рассматривал наших "добрых молодцев" в европейских кирасах и кабассетах, надетых поверх кафтанов.
Там подъехала мне и копия игры Mount and Blade: With Fire and Sword, где на равных с поляками, шведами и пр. сторона конфликта было показано Московское царство, а также снаряжение не только казаков да стрельцов, но и полков нового строя. Там уже все чаще стали мне попадаться на глаза люди, что реконструировали воинов Московского Царства 17 века - и стрельцов, и рейтар, и всех-всех.
Так и получилось, что меня в школе учили, что Древняя Русь - тоска и тлен, а история России от 18 века - что-то вырванное из контекста, а вот период Московского царства, с 16-17вв просто очаровал меня.
"Московит", знаете ли, звучит гордо. Эти "московиты", умело воспользовавшись ослаблением своих "монгольских" соседей, начали скоро собирать земли вокруг себя. Они же и приструнили такого крупного хищника как Новгородская республика, который кошмарил земли от низов Волги до реки Обь.
Если уж на то пошло - Василию Третьему и Ивану Четвертому хватало сил воевать на два фронта, и при этом расширяя свои земли (Именно про битву при Молодях, кстати, в учебниках раньше частенько "забывали", чаще выставляя на показ опричнину и неудачную Ливонскую войну, чтобы описать Ивана Грозного как можно более однобоко). Однако, они учились на своих ошибках. И очень быстро - произошедшее после битвы при Орше тому один из ярких примеров.
Это именно "московиты" освоили Сибирь, а потом добрались до Тихого океана - несмотря на совершенно смешные по численности экспедиции.
Люди этого самого Московского царства победителями вышли из смуты- когда литовцы уже дошли до Нижнего Новгорода, в Новгороде были шведы, а в Москве хозяйничали поляки.
Все это время они умудрялись снаряжать крупные воинские контингенты, имея на своей территории железа шиш, да маленько! Даже с началом серьезного освоения Уральских гор в 17 веке столь ценного для стремительно развивающегося государства было мало. О том, как выкручивались - отдельная история.
Именно эти самые "московиты", которые, как может показаться, безвольно ждали, когда их на дыбы поднимут, после Смутного Времени заложили основу регулярной, профессиональной армии, которая развивалась еще в 17 веке, сплавляя собственные воинские традиции и знания иностранных специалистов. Воинские контингенты полков нового строя стремительно росли, замещая собой другие формирования. Петру Первому пришлось нелегко, но, в принципе, именно его отец подготовил страну к следующему рывку...