Дома с привидениями – довольно универсальная тема для фильмов ужасов и мистических триллеров. На самом деле, поле деятельности, связанное с этой темой, вспахано до такой степени, что по ней снимают комедии, мелодрамы и даже детские мультфильмы. Понятное дело, что за годы сформировалось столько традиционных пасхалок, едва ли способных напугать зрителя. Тем не менее, даже среди классики жанра ужасов можно найти примеры, способные потрепать нервы даже сейчас. Таковым является британский фильм ужасов «Легенда адского дома».
Синопсис Умирающий пожилой миллиардер Рудольф Дойч нанимает профессора физики и парапсихологии Лайонелла Барретта, чтобы исследовать паранормальную активность в печально известном доме, некогда принадлежавшем сумасшедшему богачу и психопату Эмерико Веласко. Цель эксперимента – доказать существование загробной жизни. К компании профессора присоединяется его супруга Энн и двое медиумов-экстрасенсов – Флоренс Таннер и Бенджамин Фишер, который уже имел опыт знакомства с этим домом. Вместе им предстоит провести неделю в месте, которое по слухам наводнено призраками, убивающими каждого, кто нарушит их покой.
Игра актёров Здесь стоит сразу отметить, что «Легенда адского дома» представляет собой камерный фильм, поскольку здесь задействованы только четыре главных героя, олицетворяющих собой четыре образа персонажа. Клайв Ревилл исполнил роль ученого-физика Лайонелла Барретта. Он – жесткий сторонник научного подхода и усматривает логическое объяснение происходящему даже тогда, когда его найти невозможно. Гэйл Ханникат сыграла роль супруги Лайонелла Энн, верной спутницы, мечтающая, чтобы их брак приобрел новые краски. Памела Франклин сыграла роль Флоренс Таннер, молодой ясновидящей, которая во всем усматривает божественный смысл, а посему происходящее в доме воспринимает не как угрозу, а как способ помочь мертвым обрести заслуженный покой. Родди МакДауэл сыграл роль Бенджамина Фишера, выжившего после предыдущей попытки изучить этот дом, который единственный сохраняет самообладание, несмотря на трагические события прошлого.
Режиссура Стоит сказать, что в целом для 1973 года фильм снят действительно даже очень неплохо. Примечательно то, что общая атмосфера страха в нем была выстроена не за счет традиционных boo-моментов, а именно в создании облика опасности, изначально исходящей от этого проклятого дома. Примечательно, что мы ни разу не видим самих призраков. Мы видим лишь, как они передвигают предметы, производят шумы. Мы слышим истории о тех ужасах, которые происходили в этом доме, и нам остается только додумывать в фантазии всю эту картину. Единственное, что действительно смущает и вставит в ступор, это реакция героев на происходящие события. Так, например, насмешил эпизод, где во время завтрака призрак нападает на героя, бросая на него столовые приборы, люстру и зеркало, однако, несмотря на это, герой по-прежнему продолжает утверждать, что у происходящего есть логическое объяснения. Очень не понравилась незаконченность некоторых сцен, когда герои остаются с призраком один на один, и ты ждешь чего-то жуткого, а в следующей сцене они, как ни в чем не бывало, идут на обед и говорят, как крепко спали ночью. В общем, смущает абсурдность происходящего.
Сценарий Фильм открывается встречей профессора Лайонелла Барретта с миллиардером Рудольфом Дойчем. Тот стар, прикован к инвалидной коляске, а еще одержим идеей узнать, что нас ждет по ту сторону. Он предлагает профессору крупную сумму, если тот докажет существование загробной жизни. Для этого ему в течении недели предстоит провести в «Адском доме» - так местные жители прозвали поместье начала XX столетия, некогда принадлежавшее печально известному богачу и садисту Эмерике Веласко. Однажды в его доме застали более двадцати трупов зверски убитых людей, а тело самого хозяина так и не нашли. С тех пор бытует легенда, что в доме вместе с хозяином обитают призраки убиенных, которые уничтожат любого, кто переступит порог дома. Дом заслужил дурную репутацию еще и потому, что предпринятые попытки доказать паранормальную активность действительно закончились для предыдущих смельчаков плачевно, ибо в их числе был только один выживший – Бенджамин Фишер, который присоединяется к новой команде лишь из-за того, что ему предложили большую сумму денег. В эту группу также вошли супруга Лайонелла Энн и молодой медиум-экстрасенс Флоренс. Буквально с первых же минут с героями начинает происходить всякая чертовщина, которая чаще всего проявляется с Флоренс. Та подозревает, что вступила в контакт с сыном Веласко Дэниелом, который был убит отцом, а теперь никак не может обрести покой. С другими героями тоже происходит масса странностей, однако, Лайонелл уверен, что всему есть научное объяснение, а активность дома можно будет подавить при помощи специальной машины. Однако эта темная сущность окажется сильнее и хитрее.
Итог На самом деле, при всей абсурдности и нелепости некоторых моментов, «Легенда адского дома» для своего времени вышел действительно хорошим фильмом ужасов, которые при определенных условиях просмотра способен даже напугать. Поэтому без лишних слов и напутствий просто порекомендую к просмотру.