Найти тему
Дмитрий Ткаченко

Основатель. Анатолий Курбатов

Оглавление

Бизнес - это всегда отражение его владельца. Часто это совсем незаметные ребята, которые везде и всюду, а иногда это настоящие рок-звёзды от мира бизнеса. Мы (я, Ткаченко Дмитрий и моя будущая редакция) открываем рубрику - «ОСНОВАТЕЛЬ», где будем беседовать с теми, кто подарил городу тот или иной гастро-проект.

Анатолий Курбатов в естественной среде обитания (в кофейне Drive).
Анатолий Курбатов в естественной среде обитания (в кофейне Drive).

Расскажи о себе, кто ты?

Я владелец двух точек Драйв 2049 в event-пространствах (Мануфактура и Октябрь). Точке в «Мануфактуре» - три года, а в «Октябре» - полтора.

Как ты оказался в этом деле? Ведь ты изначально выходец не из общепита, а из event сферы?

Это абсолютно точно. Я совсем чуть-чуть “барменил” и немного работал в продажах. Кофейное зерно продавал. И решил, что различие в продаже зерна и напитков на его основе не такое уж значительное.

Я решил сделать кофейню в Мануфактуре, начав работать на офисной автоматической кофейной машинке, которую даже не купил, а просто взял в прокат.

С чего начинался Драйв? С какого стартового капитала?

Если честно — абсолютный ноль. Я все взял в долг, и если уже об этом говорить, то мой стартовый капитал — мой язык, а если еще точнее —умение договариваться с очень разными людьми.

Когда ты делал «Драйв» не преследовала ли тебя мысль о том, что рынок ограничен и на нем много игроков сильнее? Что тебя отличало от них?

Пространство в Белгороде действительно закофеинизировано.

Меня отговаривали почти все, тем более на нашей первой локации уже был кофейный спот более крупного игрока (Проект «Калипсо на кухне»), который закрылся.

С самого начала я убеждал себя, что конкуренция и близость конкурентов это совсем не плохо и даже наоборот, а потом в это действительно поверил.

Плюс с самого начала мне нечего было терять, сумма задолженности была посильной. Даже наоборот, не попробовать, стоило бы мне больше внутренних терзаний, чем попробовать.

Безусловно самое главное отличие - наш дизайн, в пику скандинавским светлым интерьерам мы сделали ретровейв, яркий, интересный. Такой, где хотелось бы сделать фото. Мы вообще были больше на ночной клуб похожи, заходишь, а тут темно, только розовый свет отовсюду.

Дизайн, кстати достаточно мощное оружие, не всегда у новичков есть опыт, чтобы тягаться с мастодонтами рынка, но вот фантазию применить легче, а следовательно и обойти.

Ретровейв - это отличительная особенность «Мануфактуры» и «Драйва»
Ретровейв - это отличительная особенность «Мануфактуры» и «Драйва»

Расскажи о концепции «Драйва»?

На самом деле я кофейный диссидент и мой проект тоже. Мне кажется большинству нет дела до заморочек «спешалти» кофеен. Бла бла микролот,  бла бла  ферментация. Люди просто хотят вкусный напиток, и я был готов его приготовить. Сделать это без снобизма. С молоком, с сиропом, то, от чего «спешалти» кофейни очень хотели уйти. Моя самая продаваемая позиция — это просто капучино с сиропом лесного ореха, мы прозвали это Фундучино.

Что тебе дал твой собственный опыт работы за стойкой? Как он изменил восприятие профессии бариста?

Он не изменил, а скорее вообще создал, потому что до Драйва я об этом вообще не думал. И не забывай, что я начинал с автоматической машинки, где не было никаких настроек, я скорее был оператором, чем бариста. Потом конечно я прочитал Шомера (автор фундаментального труда по эспрессо прим.ред), и профессиональная кофемашина тоже появилась, но до этого момента я просто жал на кнопки.

Сколько тебе давали ? Срок жизни твоего проекта,  какие были прогнозы ?

Знаешь были люди, которые в меня верили и в кофейном бизнесе ничего не понимали. Они говорили, что у меня точно все получится. Люди сведущие в нем говорили проще - идея ху*** . Закроешься очень быстро, а скорее вообще даже не откроешься толком.

Окупился ли проект ?

Уже очень много раз, из-за практически нулевых инвестиций в начале.

Месяц, но это без ФОТа , ведь я все делал сам. (Фонд оплаты труда прим.ред)

Как ты продвигался в начале ?

Все делал через «инсту»: звал людей, искал людей по геолокации рядом с нами. Я больше работал в «инсте», чем в кофейне. Не стоит забывать о продвижении, некоторые делают слишком большую ставку на сам продукт. Что люди о нем как-то узнают и обязательно придут. Я же можно сказать затаскивал силой первых гостей.

Что Драйв принёс в кофейную культуру города?

Наверное, мы единственные делали ставку на простых людей, неискушенных, про которых большие кофейни практически не вспоминают. Мы не учинили революцию. Просто дали то, что хотели люди и они нам были благодарны. Я продолжаю считать, что на каждый проект есть своя аудитория, чей запрос надо просто понять и не пытаться его изменить.

Анатолий очень любит гостей, которые любят играть на пианоле и сам не прочь за ней наиграть парочку увертюр.
Анатолий очень любит гостей, которые любят играть на пианоле и сам не прочь за ней наиграть парочку увертюр.

Кто ваши гости?

Никакого общего портрета нет, и определённой аудитории нет, да и само event — пространство подразумевает совершенно разных людей. Что их объединяет? - они не ищут откровений от продукта, а просто получают удовольствие и не стесняются этого.

Что отнимает больше всего сил в бизнесе ?

Все, как в начале, так и сейчас. Выделить можно налоги, бухгалтерию, юридические моменты, потому что никто их за тебя не сделает. Если у тебя свой небольшой бизнес - все решаешь ты, скучное, сложное, неизвестное.

На досуге полиглот Анатолий потребляет всю печатную продукцию в студии
На досуге полиглот Анатолий потребляет всю печатную продукцию в студии

Хотелось ли все бросить ?

Безусловно, да и в настоящее время такое бывает, потому в бизнесе нет отпусков. Ты всегда так или иначе вовлечён в него, думаешь о нем. Бизнес как маленький ребенок, только он тебя кормит.

Как решился на вторую точку?

Вторая была с инвестициями порядка 1 миллиона, мы сразу купили кофейное и кухонное оборудование. Мы сразу хотели делать на качественном уровне к которому в Мануфактуре шли несколько лет.

Локация «Октября» изначально была заманчивой, не встать там мне казалось ошибкой. В карантины и локдауны было тяжело,  но мы выкарабкались, и уже сейчас там есть свой органический трафик, и она себя оправдывает.

Расскажи о самом большом факапе?

В принципе весь бизнес — это постоянный факап. Если прям выделять, то это неправильный тип налогообложения на электронной кассе, которую мне ставил и настраивал один крупный банк. Штраф по этому нарушению был близок к миллиону и неизбежно бы проект после этого закрылся, но я все распетлял.

А что было самое смешное ?

Самое веселое, как в «Мануфактуру» пришли снимать рекламу с Пашей Техником. Бариста узнал его, но сказал, что съемки не будет, если гости не купят кофе. Такие условия аренды под съемку.

Если бы за баром стоял я, то просто бы угостил, но мой бариста был тверже в намерениях продать пару чашек. Потом мы «драйвовый» стаканчик Паши Техника разыграли и вполне возможно, он трофейные еще у кого-то стоит.

Герой андеграунд культуры Паша Техник и Тот самый стаканчик
Герой андеграунд культуры Паша Техник и Тот самый стаканчик

Чему тебя научил бизнес ? В чем главное отличие Толика “до Драйва” и “после Драйва”?

Я точно стал организованнее, ответственнее. Мне точно легче на что-то решиться.

Как тебе Белгород с точки зрения гастросферы ?

Если честно совсем никак. Мне нравится немногие проекты.

- “Сидрерия” и концепт, и исполнение, им большой респект.

Мы ими тоже отчасти вдохновились и сделали - Балконски (ботлшоп с сидром на балконе в Мануфактуре).

- люблю “Барашек”, идеальный пример того, что можно простые блюда делать вкусно, ничего не выдумывая.

- Пиццу люблю из “СикретПицца”, я думаю они однажды станут крупной сетью.

- Бургеры ем у нас, особенно из индейки, он топчик.

В ботлшопе есть не только сидр, но и крафтовое пивко
В ботлшопе есть не только сидр, но и крафтовое пивко

Чего не хватает в городе? Каких проектов?

Не хватает атмосферы и общей синергии заведений, улиц и целых гастро-кварталов, которые есть в крупных городах. В крупном городе ты можешь выбрать самую маленькую аудиторию и не прогадать, мы же здесь вынуждены играть на более широкую аудиторию.

Что должно появиться в Белгороде ближайшие годы?

Больше паназиатских мест с Фо Бо, Том Ям и так далее. Будут места с сыром, проекты с морскими гадами и винные бары по бокалам. Однозначно, придут рюмочные. И конечно мы увидим еще сто и одну попытку придумать заново кофейню, ресторан или бар.

Что брать в «Драйв» Твой отчаянный рекомендасьон ?  

Есть бургер с индейкой, пить каштановый раф, облепиховый пунш, американо с соком лайма.

Много времени занимают переговоры, иногда очень много.
Много времени занимают переговоры, иногда очень много.

Сейчас начинать бизнес легче или сложнее ?

Мне кажется, что сложнее. С каждым годом планка выше и психологически точно сложнее, при этом открытости и доступа к чужому опыта больше.

Чтобы ты сказал всем гостям «Драйва» ?

- «кофе за мой счёт»(смеется)

Дай совет тем, кто хочет открыть дело?

Лучшее — враг хорошего. Не ждите идеальных моментов. Лучший момент, это когда ты по-настоящему горишь своей идеей. Не пытайтесь избежать вообще всех ошибок, бесконечно рассчитывая на бумаге. Бизнес — это не только идея, даже не план на бумаге, это еще и готовность к действию, к сложностям. И это того стоит.