Найти в Дзене

Хотела помочь смертельно больному ребёнку и чуть не стала жертвой мошенничества

Оглавление

Я тут чуть не перечислила деньги на лечение больных детей мошенникам. Такая эмоциональная реклама на Ютуб идёт, что я вдруг ринулась переводить деньги, ничего не проверив.

Вот один из примеров - девочка Мария
Вот один из примеров - девочка Мария

В общем, смотрю сериал на Ютуб. И каждые 10 минут реклама, в которой плачущие дети без волос просят спасти их от смерти, собрать деньги на лечение. Или родители просят. Я очень долго пролистывала рекламу мимо - уж очень подозрительно все просящие говорят с каким-то акцентом, похожим на украинский, дети очень жалостливо пускают слезу в кадре, а сами призывы спасти - один душещипательнее другого. Я давно не видела такой активной и так сильно давящей на эмоции рекламы, обычно всё поспокойнее, без надрыва, как тут.

Я вообще прожжёный в этом деле человек: много лет занималась помощью бездомным животным и знаю все детали ведения денежных сборов на лечение животных. Сама сборы никогда не вела, всегда лечила за свой счёт, но помогала информационно другим волонтёрам и сама перечисляла средства, поэтому знаю, какая подробная отчётность в настоящем сборе денег на реальное животное. С людьми всё ещё строже в плане отчётности, ведь суммы часто астрономические.

В какой-то момент жалостливый голос мальчика Егора так пронял меня, что я не заметила, как кликнула на кнопку "помочь". Действительно, выстоять под таким напором, когда каждые 10 минут разные дети и их мамы взывают к помощи, сложно: здравомыслие и прагматизм вступают в борьбу с совестью, и где-то в глубине тебя начинает точить червяк вины - вот, мол, какой ты бездушный!

Сайт Turbo, который рекламирует сборы разных фондов на Ютуб, а все ссылки в итоге ведут на drove.com
Сайт Turbo, который рекламирует сборы разных фондов на Ютуб, а все ссылки в итоге ведут на drove.com

До этого я обратила внимание на то, что помощь разным детям исходила от разных благотворительных организаций, а стиль роликов и оформление страницы, куда вела ссылка, везде был одинаковым. В профилях детей, в частности, упоминались фонды "Rachashei Lev -EU", "Chance for life", "Path to heart". Но при переходе на оплату вывод всегда производился на сайт drove.com

Я подчеркнула красной линией маленькую ссылку, которая появляется в процессе оплаты с сайтов разных фондов - все концы ведут на drove.com
Я подчеркнула красной линией маленькую ссылку, которая появляется в процессе оплаты с сайтов разных фондов - все концы ведут на drove.com

Я провела мини-расследование и узнала, что DROVE.com - это израильская краудфандинговая платформа, где любой человек может организовать сбор средств на свой проект. ( Краудфандинг - народное финансирование, от англ. crowd fundingcrowd — «толпа», funding — «финансирование») — совместный сбор денег через Интернет с целью поддержать проект или идею). То есть абсолютно все старше 18 лет могут организовать сбор средств на любой проект через drove.com, в том числе и мошенники. Ютуб только продаёт им рекламное время, а что происходит дальше - никого не волнует.

Ничего сильно подозрительного на саму платформу drove.com не нашлось - обычный краудфандинговый сайт. Ну разве что факт, что владелец сайта скрывает свои личные данные. А вот фонды и псевдофонды, которые её используют, вызывают намного больше вопросов. А именно: там слишком много эмоций и слишком мало информации. Так, в уставных документах фонда Path to the heart присутствует всего один документ, вот этот:

Скриншот с сайта фонда Path to heart
Скриншот с сайта фонда Path to heart

А в финансовых отчётах тоже один:

-5

Все копии, как видите, плохого качества и малоинформативны. И никакой информации о детях: из какой страны, какой диагноз, выписки из заключений специалистов, информации про клиники и тп. Я тщетно искала информацию про детей, их диагнозы и прочее - их нет. Только душераздирающие видео и призывы спасти от смерти, написанные от первого лица даже 4-хлетних детей. А кампания ведётся масштабно, на многих языках, с возможностью платить в разных валютах и разными способами.

Скриншот страницы одного из фондов рекламной кампании - " Рахашей лев"
Скриншот страницы одного из фондов рекламной кампании - " Рахашей лев"

Кстати, родственники подруги, живущие в Израиле, подтвердили существование упомянутых в рекламе фондов Rachashei Lev и Lehosheet Yad и сказали, что работают они уже давно и хорошо себя зарекомендовали. То есть эта рекламная кампания действительно может идти от лица фондов. Но то, что идет упор на сильные эмоции, и при этом нет никакой прозрачности и ясности, наталкивает на мысль о мошенничестве.

Специалисты латвийского благотворительного фонда BeOpen считают, что если даже рекламная кампания на Ютуб проводится от лица фондов, то построена она в корне неправильно, чем легко могут воспользоваться мошенники. Достаточно создать домен с похожим на "Рахашей лев" названием и поставить туда счет в еще одном банке — уже в своих целях, или взять настоящий ролик с призывом о помощи и использовать в другой стране со своими ссылками.

И всё же, даже принимая во внимание все вышесказанное, сотрудники латвийского фонда не уверены на 100%, что сбор средств на Ютуб ненастоящий.

Участвуете в благотворительности? Жертвуете на лечение детей на эмоциях или всё тщательно проверяете? Что думаете про эти видео на Ютуб? Пишите и подписывайтесь на канал, спасибо за внимание!

PS: пока готовила статью, часть роликов уже оказалась удалена с Ютуб. Похоже, всё-таки мошенничество.

Вот пример такого ролика с Ютуб:

https://www.drove.com/campaign/615ae6d1db2b5b7af7dd8d99