Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

«БОЛЬШОЙ ПРИЗ» (США)

Рецензия из архива журнала «Искусство кино»:

«Это фильм, сполна отвечающий своим уверенным, лощеным и в то же время не кокетливым техницизмом избранному предмету. Он — об автогонках.

Если вам скажут — ас экрана вам то и дело пытаются это говорить, — что не о гонках, а о гонщиках, не о машинах, а о людях, не о выверенно-мощном, однообразно усиливающемся реве моторов, а о неровном и живом биении человеческих сердец — не надо верить.

-2

И если вам скажут — ас экрана вам то и дело пытаются это говорить,— что главное тут не поразительный эффект вашего зрительского присутствия при стремительных и монотонно виртуозных виражах ярких, низко распластанных машин, не то, как этот фильм завладевает вами физически, то вжимая вас в ваше кресло, то почти выбрасывая вас из него, когда машина срывается с трека, крутится бешеным волчком, сминая сама себя в падении, а что главное здесь — разоблачение безнравственной индустрии буржуазного спорта, напористого и бесчеловечного тщеславия одних и опустошенной измотанности других,— тоже не слишком верьте.

Социология и психология тут опять же технически необходимы — они заполняют нейтральное время вашего зрительского отдыха от гонки до гонки, от катастрофы до катастрофы, от финиша до старта.

-3

Джон Франкенхаймер снял свой большой, безупречно отработанный фильм для мужчин, так же не смакуя пластик, нитролаки, насыщенность красок и конструктивную красоту современных технических форм, всю эту устойчивую, прочную новизну окружающего современного человека мира механизмов, как не смакует, не разглядывает он переломанное человеческое тело.

Во всем привычность, отлаженность — катастрофа предусмотрена, ее ждут, чтобы в считанные минуты к разбитой машине примчалась идеально натренированная дорожно-медицинская команда, бинты и лубки будут наложены так же быстро, как быстро будет убрана куча искалеченного металла,— кажется, что делают то и другое одни и те же служащие. Если в фильме есть внутренняя мысль, то пульсирует она именно здесь.

-4

Фильм о гонках, о скорости. И снимая толпу автодрома? Франкенхаймер снимает людей, ими завороженных. Гибель воспринимается публикой на трассе только как что-то лишнее, как тормозящий лишний эпизод в драматургии скорости. Такое в чем-то тревожнее, чем даже жажда крови.

В «Большом призе», где главное — автомобили и широкоформатная камера, научившаяся всеумсющей подвижности и бешеной быстроте, приглашены играть два знаменитых актера — Ив Монтан и Тосиро Мифунэ. Это не только два артиста разных школ, но и два противоположных понимания природы картины.

-5

Ив Монтан делает свое дело, не обольщаясь, выкладываясь ни на йоту больше того, чем это требуется. Монтану прекрасно известно, что психологизм здесь — на ролях прокладки, и вся история любви стареющего гонщика Сарти к американской журналистке, как и его философия усталости,— всего лишь соединительная ткань.

Тосиро Мифунэ потрясает своей художественной правдой и своим личным актерским чистосердечием, с каким он гениально делает ненужное тут. С его инженером-самураем в картину Франкенхаймера приходит та поразительная емкость жизненного реализма, которая объективно прекрасна, но здесь ни к чему» (И. Соловьева, В. Шитова. «Большой приз» // Искусство кино. 1967. № 12. С. 111).

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц