Для всех людей из СССР БАМ - это исключительно дело 1970-х - 1980-х гг. Немногие знают, чо на самом деле БАМ начали строить до Великой Отечественной войны, которая и приостановила очередную стройку, на которой работали не комсомольцы, а вкалывали заключённые... Но, стройка не закончилась, и первый БАМ был построен уже тогда!
1. Дореволюционные проекты
В процессе строительства ТрансСиба 1888 г. Русское техническое общество обсуждало продолжение тихоокеанской железной дороги вокруг юга или севера Байкала. В июле-сентябре 1889 г. экспедиция полковника Генерального штаба Н.А. Волошинова и инженера Л.И. Прохасько проехала от Усть-Кута до р. Муи по местам, где сейчас пролегает БАМ. Волошинов писал: «…проведение линии по этому направлению оказывается безусловно невозможным в силу одних технических затруднений, не говоря уже о других соображениях». Опираясь на авторитетное мнение, ТрансСиб проложили южной трассой.
Но, на этом не успокоились: в 1911 г. изыскания продолжили инженеры П.И. Михайловский и И.И. Афонин на маршрутах Иркутск-Жигалово, Тироть-Жиаглово, Тулун-Усть-Кут, Тайшет-Усть-Кут. В 1914 г. по распоряжению правительства эти изыскания продолжили.
В то же время на средства местных предпринимателей золотопромышленников обследовали возможную трассу в районе р. Бодайбо и соединение её с ТрансСибом. Т.е., до революции было 3 варианта БАМа.
2. Организационные усилия
В 1924 г. Совет Труда и Обороны СССР утвердил перспективный план строительства железных дорог страны. В бумагах впервые обозначены контуры будущего "Второго Транссиба".
В 1926 г. Отдельный корпус железнодорожных войск РККА начал топографическую разведку будущей трассы.
В 1930 г. Далькрайком ВКП(б) направил в ЦК ВКП(б) и СНК СССР предложение о проектировании и строительстве 2-й транссибирской железнодорожной магистрали с выходом к Тихому океану. В этом документе будущая железная дорога впервые названа Байкало-Амурской магистралью (БАМ).
13 апреля 1932 г. вышло Постановление СНК СССР «О строительстве Байкало-Амурской железной дороги», по которому Наркомат путей сообщения (НКПС) СССР.
К осени стало ясно, что основной проблемой реализации проекта стала нехватка рабочих рук. При официально установленном количестве работников в 25000 человек удалось привлечь только 2,5 тысячи.
3. БАМ - часть ГУЛага
25 октября 1932 г. вышло Постановление СНК СССР, передавшее строительство БАМа Особому управлению ОГПУ. В структуре ГУЛаг создали БАМЛаг.
НКПС в октябре 1932 г. издал приказ «Об организации Всесоюзного объединения по строительству Байкало-Амурской железнодорожной магистрали и ликвидации Дальжелдорстроя». Для этого создали Управление строительства Байкало-Амурской магистрали (УС БАМ НКПС), занимавшееся и усилением пропускной способности Забайкальской и Уссурийской железных дорог, строительством вторых путей от Корымской до Уруши, сооружение железнодорожных веток и тоннелей Владивостокского узла.
Сложилось двоевластие: БАМ строили одновременно гражданские и заключённые - благо задач хватало разных.
Даже малотиражную газету свою издавали - "Строитель БАМА"!
Был организован и приступил к работе БАМтранспроект - организация по изысканиям и проектированию магистрали, которую возглавил инженер Фёдор Алексеевич Гвоздевский.
8 февраля 1939 г. Постановлением СНК СССР эту организацию передают в подчинение НКВД СССР как БАМпроект, а 4 января 1940 г. приказом союзного НКВД в нём создается Главное управление лагерей железнодорожного строительства (ГУЛЖДС), начальником которого стал Н.А. Френкель, его заместителем – Гвоздевский, оставшийся по совместительству начальником Бампроекта ГУЛЖДС НКВД. БАМпроект в 1940 г. насчитывал свыше 3000 сотрудников, 2/3 - инженеры и техники.
4. Аэрофотосъёмка
В процессе разведки выяснилось, что наземная разведка в непроходимой тайге сложна и рискованна. Решили использовать новую для того времени аэрофотосъёмку, первым съёмку выполнил будущий Герой Советского Союза Михаил Михайлович Кириллов. Самолёт Кириллова предоставило НКПС управление Севморпуть. В 1931 г. Кириллов окончил курсы лётнабов-аэрофотосъёмщиков, после чего работал в «Госаэрофотосъёмке», снимал Среднюю Азию, Сибирь, Дальний Восток, Заполярье.
НКПС в 1935 г. приобрёл гидросамолёт МР-6 под номером СССР Ж-1. С сезона 1936 г. самолёт активно работал на трассировке БАМа Центральной экспедицией на аэрофотосъемке и аэровизуальной рекогносцировке северной части озера Байкал и прилегающих хребтов: Байкальского, Верхнеангарского и Северо-Муйского. Общая площадь съёмки - 7500 кв. км, рекогносцировки протяженностью 3480 км.
Первым железнодорожным лётчиком стал Леонард Крузе. Он потерпел аварию 15 августа 1936 г., отделался лёгким испугом, был переведён из лётчика 1-го класса в лётчики 3-го класса. Самолёт был восстановлен, и в 1937 г. Крузе добрался до экспедиции Ленстройпроекта на левому берегу Амгуни в районе устья р. Баджал. Это позволило снабдить экспедицию всем необходимым, забросив необходимые грузы и нормально завершить программу полевых исследований.
После этого Крузе перешёл на работу в полярную авиацию, а НКПС организовал базу в Иркутском гидропорту, куда прибыли новые самолёты-летающие лодки МП-1-бис, на которые было предустановлено специальное оборудование для проведения аэрофотосъёмки. Ну, и понятно, что номера они получили СССР Ж-2 и СССР Ж-3.
5. Строительство БАМа
Западный пункт примыкания восточного участка БАМа сместили на 64 км (на будущую станцию Бамовскую). В 1934 т. завезли заключённых, построивших Беломорканал. Реально строительство БАМа началось в июне 1934 г.
В основном, заключёнными БАМЛага строили 3 соединительных линии от Транссиба к будущей трассе БАМа:
- БАМ-Тында (введён в 1935 г.).
- Волочаевка-Комсомольск-на-Амуре (1937-1940),
- Известковая-Ургал (введён в 1951 г.).
По сути, БАМ был построен в 1935 г. (1-й участок): линия БАМ-Тында, в месте стыка которой с ТрансСибом возник посёлок БАМ. На карте ниже он отмечен малиновым и подписан 1975 г., но это - неверно, просто осенью 1942 г. частично участок был демонтирован, рельсы перебросили под Сталинград. А в 1975 г. участок восстановили.
В 1937 г. ЦК ВКП(б) и СНК СССР приняли Постановление о строительстве БАМа от Тайшета до Советской Гавани.
В мае 1938 г. БАМЛлаг был расформирован. На его базе было создано 6 железнодорожных исправительно-трудовых лагерей:
- Амурский,
- Южный,
- Западный,
- Восточный,
- Юго-Восточный,
- Бурейский.
В 1938 г. на строительстве работало более 150 000 заключённых.
В 1938-1940 гг. БАМтранспроект работал на участке трассы Байкал-Чара-Тындинский. В 1940 г. завершено первое проектное задание всей магистрали.
В 1939 г. начались подготовительные работы на восточном участке от Комсомольска-на-Амуре до Советской Гавани.
В 1940 г. ввели в строй 2-й участок БАМа от Волочаевской до Комсомольска-на-Амуре.
2 построенных участка позволяют утверждать, что БАМ был построен ещё до войны.
6. С помощью БАМа защитили Сталинград?
В начале войны Гвоздевскому поручили строительство оборонительных рубежей в Калининской области для войск Северо-Западного фронта.
В начале 1942 г. Государственный комитет обороны (ГКО) решил строить железную дорогу вдоль Волги: Сталинград–Саратов–Сызрань–Ульяновск–Свияжск, названную Волжской железнодорожной рокадой. Возглавил строительство Гвоздевский, часть полотна дороги была сделана из шпал и рельсов, снятых с уже построенных участков БАМа, а работали на стройке в основном заключённые БАМЛага. ГКО требовал открытия движения по новой дороге на участке Сталинград–Саратов 1 декабря 1942 г., потом этот срок ускорили до 1 октября, но фактически 1-й поезд пошёл по этому участку уже 11 сентября 1942 г. Эта железная дорога внесла немалый вклад в разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом. Гвоздевский за свой вклад, кроме ордена Ленина получил и 2 боевые награды: орден Красной Звезды и медаль «За оборону Сталинграда».
А в дальнейшем на Волжскую рокаду легла важная задача доставки грузов ленд-лиза в центр СССР.
7. Строительство не остановила даже война!
Война приостановила стройку.
Как только ситуация на фронте начала улучшаться, в мае 1943 г. ГКО возобновил в ускоренном режиме строительство линии Комсомольск-Советская Гавань, на тот момент самой важной на случай войны с Японией.
В июле 1945 г. (за месяц до войны Японии) линия длиной 442 км вступила в строй.
В августе 1945 г. ГКО решил возобновить строительство БАМа, работы были значительно ускорены, одним из приоритетных участков магистрали стал Тайшет–Братск–Лена (Усть-Кут). Общее руководство работами на этой трассе снова осуществлял генерал Ф.А. Гвоздевский, возглавивший Западное строительное управление БАМа.
После войны на строительстве дороги Тайшет–Братск в дополнение к нашим заключённым было много пленных японцев. К 1949 г. основная масса пленных возвратилась на родину.
В июне 1947 года продолжилось (в основном, силами заключённых Амурского ИТЛ (АмурЛага) строительство восточного участка Комсомольск-на-Амуре-Ургал.
7 ноября 1947 г. по линии Тайшет-Братск прошёл 1-й рабочий поезд. В 1949 г. на трассе Тайшет–Братск возник печально знаменитый ОзерЛаг, все заключённые которого были осуждены по статье 58 - враги народа. В период «расцвета» ОзерЛаг насчитывал до 40000 заключённых. В июле 1951 г. магистраль довели до станции Лена (г. Усть-Кут), фактически сформировав нынешний западный участок трассы - обозначен на карте двойными красными линиями. Пошли первые поезда от Тайшета до Усть-Кута, ускорив строительство Братской ГЭС и крупных промышленных объектов в Братске и Усть-Илиме. Правда, полноценно участок заработал только в 1958 г.
Участок Известковая-Ургал длиной 340 км ввели в строй также при Джугашвили (Сталине) в 1951 г.
Вот после этого БАМ реально заглох, и оживился только как комсомольская стройка 1970-х гг.
8. Этыркен - "мой" кусочек БАМа
Позволю себе понастольгировать.
У меня отец как архитектор, участвовал в строительстве посёлка Этыркен, ставшего "заботой" Куйбышевской области.
Многие здания Этыркена спроектированы отцом.
Когда-нибудь съезжу? Как получится... Но, очень хотелось бы...
А, вот в Тайшете бывал...
Подведём итоги: дореволюционный власти планировали БАМ, при Джугашвили (Сталине) заключённые построили 2 участка до войны, 3-й достроили во время войны, а 4-й построили после войны. Т.е., фактически БАМ появился ещё в околовоенный период, а в 1970-е гг. его построили в целом. А если ещё считать Волжскую рокаду участком БАМа!!!
Бонус для дочитавших: моя любимая песня БАМовцев - саундтрек "Последнее звено" из фильма. своеобразный гимн БАМовцев.
Смотрите мои публикации, ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал, а я постараюсь и далее разбирать с непривычных точек зрения подобные исторические ситуации.
Автор: Глеб Алексушин