Найти тему

Развитие активного словарного запаса

Оглавление

Педагогам знакомо, когда к ним приходит родитель с вопросом: «Мой ребёнок понимает всё, что я ему говорю. Но когда я прошу его что-то сказать, он не может. Что делать?». Первое — не паниковать, второе — развивать активный словарный запас.

Виды словарного запаса

Словарный запас разделяют на два типа: активный и пассивный. Говоря без сложной терминологии:

  • Пассивный словарный запас — те слова, которые ребёнок понимает.
  • Активный словарный запас — слова, которые он понимает и использует в речи.

Есть проверенный способ, как перевести слова из пассивного в активный словарный запас.

Проговаривание

Сначала выясняем, какие слова ребёнок понимает, но не говорит. Затем начинаем их проговаривать, делать это нужно регулярно, так они запоминаются и ложатся на язык.

Если ребёнок умеет писать, прописывайте слова несколько раз, чтобы использовать и слуховую, и зрительную, и моторную память.

Писать для детей в большом объёме сложно, их кисть не подготовлена к нагрузке. Поэтому, педагогу нужно вынуждать ребёнка говорить, например о новом опыте.

Давайте разберём ситуацию:

Ребёнок был в зоопарке и увидел капибару, новое для него животное. Мама ему про это животное рассказала, сфотографировала на память. Ребёнок смог сам прочитать название животного на памятке рядом с вольером.

По идее, слово капибара должно отложиться, он же много раз его произнёс.

Нет. Капибара ещё не легла на язык, чтобы её запомнить, предложите ребёнку рассказать всё, что он знает о новом животном, папе, тёте или крёстной.

Подключаем эмоции

Ребёнку недостаточно просто произнести слово, ему нужен контекст. К новому существительному подберите несколько прилагательных и составьте предложение, чтобы понимать, когда это слово уместно.

Вернёмся к капибаре.

-2

В зоопарке ребёнок узнал новое слово, получил зрительный и эмоциональный опыт, а после поделился им с близким человеком. Он почувствовал, что, как и взрослый, может передавать знания.

Пересказ

Подберите книгу, которая будет интересна ребёнку, прочитайте и попросите его пересказать. Информация запомнится лучше, если он прочитает текст самостоятельно.

Чтобы ваши ученики могли и хотели читать красиво, плавно и с соблюдением пауз, приходите на бесплатный мастер-класс «ПриклюЧТЕНИЕ для младших школьников: БЫСТРОЧТЕНИЕ, ПАМЯТЬ, ПЕРЕСКАЗ».

-3

Там вы узнаете, почему дети читают медленно, а заучивание не работает. Как сделать занятие интересным, а свой доход стабильным.

Ребёнок начнёт говорить, когда ему это будет нужно и интересно. Мы же помогаем ему, делая процесс увлекательным. Желаю вам стать для своих учеников именно таким педагогом!

С любовью и заботой — Юлия Пчелинцева, эксперт по чтению онлайн-школы «Мама Знайка» 💜