Среди раскольнического населения мариинского округа встречаются последователи разных сект: поморской страннической, часовенных, австрийской, а из рационалистических - молоканской и субботнической. Местные раскольники не составляют отдельных и самостоятельных обществ: они рассеяны между православными и не чуждаются последних: они не имеют ни деятельных вожаков, ни наставников, ни собственных молитвенных домов, а потому раскол здесь и не отличается той обособленностью и тем фанатизмом, какие замечаются в других местах епархии с раскольническим населением. Раскол распространен по преимуществу в пределах двух благочиний №№9 и 12, вследствии тех благоприятных условий, какие представляют для развития раскола эти благочиния, по своему преимущественно таёжному положению. Здесь раскольники, под покровительством деревенских представителей администрации - сельских писарей пользуются слишком широкой свободой, доходящей до произвола, нередко преступая границы, положенные для них законом. в особенности этот произвол имеет место в брачных делах раскольников. Тут выступают на сцену такие брачные документы, которые никаким законом не предусмотрены. Вот один из них, скромно названный "рекомендацией", но по содержанию своему являющемуся документом официальным, своего рода паспортом или метрикой, в каковом именно смысле пользовалось им то лицо, которому он был дан. Документ этот, засвидетельствованный сельскими властями, дан крестьянином Федором Суетой родной своей дочери Анне. Вот буквальное его содержание:
РЕКОМЕНДАЦИЯ
1895 года января 22-го дня
Я, нижеподписавшийся из ссыльных, крестьянин Фёдор Ефимов Суета, даю известно на всенародство (согласно сведения), что родная моя дочь Анна Фёдорова, состоящая при мне девицею, ныне благоумоляема мною добровольно в супружество за мещанина города Барнаула, Томской губернии, Аверьяна Афанасьева Пичугина, по согласию его родителей, лет она имеет от роду 18, крещена по старому обряду безпоповщинским наставником; в справедливости к сей рекомендации подписуюсь Федор Ефимов Суета. Жительство имею в поселке Прокопьевском Баимской волости, Мариинского округа, Томской губернии. Обществу принадлежу крестьян деревни Малосырской, Балахнинской волости, Ачинского округа, Енисейской губернии.
На сей даче находился Рубино-Богдановский сельский староста Макаров (печать).
Приходы, более других заражённые расколом, в Мариинском округе, следующие: градо-Мариинский соборный, а в нём деревни: Приметкина, Рубина, Прокопьева, Благовещенский - с.Благовещенское, д.Туйгулинская, Кайчатский - деревни Кудудат, Солдатока и Тамбарская; Мало-Пичугинский - д.д.Ново-Подзорная и Чернышева; Тяжинский, Больше-Косульский, Итатский, Сусловский. Заправителями раскола служат: поморского толка Козьма Фомин Шапталин, проживающий в с.Итатском и известный своей пропогандой даже в пределах Енисейской губернии; стариковщиной заведует какой-то казак из д.Сандаевой, а странниками управляет бегло-каторжный солдат, живущий в 40 верстах от с.Кайчатского в тайге
Источник: Томские епархиальные ведомости.-1896.-№17
https://sun.tsu.ru/mminfo/000349391/1896/1896_17.pdf
----------------------------------------—
Результаты всех исследований выкладываются в этом сообществе, а также на канале "Места моей истории" (дзен и телеграм). Поучаствовать в исследовании можно,переведя любую сумму на мою Юмани.Карту (там есть разные способы перевода): https://yoomoney.ru/to/410012113704025