Далеко не каждому участку русской земли довелось найти своего Гомера. Но Уралу повезло.
"Колдун уральский бородатый" начал писать поздно, когда ему было почти шестьдесят. Он обратился к творчеству, "чтобы потушить свою боль". Его старший сын погиб в младенчестве от голода, а младший, горячо любимый Алеша, сгорел девятнадцатилетним на работе, когда начальник-идиот заставил его варить бочку с порохом. Потому-то все рассказы Бажова такие страшные, и страшна их главная мысль: чтобы получить от Земли самое дорогое, нужно сначала закопать туда самое дорогое.
Может быть, потому, что самое дорогое он закопал в Уральскую землю, писательская карьера у нашего Гомера сложилась на зависть. Уже при жизни он стал брендом земли русской. В 1939 году его книга "Малахитовая шкатулка" предстала в советской экспозиции на Всемирной выставке в Нью-Йорке как драгоценный экспонат. На малахитовых пластинах, встроенных в кожаный переплет книги, красовались серебряные ящерки с мелкими хризолитами на спинках и крохотными рубиновыми глазками.
Спустя семь лет фильм "Каменный цветок" Птушко получил приз Каннского фестиваля за лучшее цветовое решение.
Сказы Бажова пришлись на тот период, когда сложившемуся государству очень нужен был рабочий фольклор.
Но до сих пор в феномен Бажова многие не верят. О том, что Бажов писал не сам, а воровал свои сказы у молодых писателей, говорит Дмитрий Галковский:
"В 1941 году на Урал эвакуировалось большое число писателей из столиц: Москвы, Ленинграда, Киева. Все они поступили в формальное подчинение Бажова. Он ведал выделением жилья, карточек, трудоустройством. Внезапно у старика начался прилив творчества. Пошли "Малахитовые шкатулки"..."
Однако для специалистов очевидно, что свои рассказы Бажов создавал сам. Он не собирал и не обрабатывал никакой фольклор. Истории про то, будто еще мальчишкой услышал он сказы от уральского деда Слышко - выдумки. Его сказы стоят на подложке из немецкой мифологии и монгольского эпоса. Павел Петрович был учителем и знал многое, как ученый-медиевист Толкиен, создавший свое Средиземье.
Потому и сказы его ровно на столько же "уральские", насколько гоголевские истории "народные украинские".
"Надо иметь глаз с крючочком да ухо с прихваткой. Ты пройдешь ничего не приметив, а он подберет камешек в котомку. С виду пустой, а для него - знак, приметлива галочка", - говорил сказочник.
С бажовских времен уральцы продолжают жить в придуманном им Урале. "Народ, которому что жить, что умирать - все едино. Безнадежный народ, самый для начальства беспокойный", - как характеризовал писатель рифейцев.
Все мы, рожденные на Урале, с детства видели и настоящий шелковый малахит, который ни за что не перепутаешь со скучными, как рисунок на обоях, заирскими камнями. И сочные персиковые сердолики, и дымчатый кварц, поросший черной щетиной изнутри. Герои Бажова, привыкшие к красоте, равнодушны к деньгам. Единственный смысл несчастливой и короткой жизни для них - с головой нырнуть в высекание каменных цветков.
К таким людям Хозяйка Медной горы особенно благоволит и ее расположение сказывается в особой защите от плохих начальников. Горе тому, кто встанет у рифейца на пути.
Со школьной скамьи уральские дети знают, что история, описанная в "Приказчиковых подошвах" - правда. В любом уральском музее экскурсовод первым делом расскажет про то, как человек, умерев под землей, каменел и превращался в собственную статую.
Удивительно, что придуманные Бажовым легенды, хоть и в модифицированном виде, но до сих пор ходят по Уралу.
В Хозяйку Медной горы, например, верят безусловно и не зря, часто на "авито" можно видеть объявления с забавной формулировкой: "Продам статуэтку Хозяйки медной горы в роли Макаровой". Но это самое безобидное.
Согласно одной из легенд, с Урала нельзя уезжать. Горе рифейцу, вздумавшему покинуть свой край. Очень скоро смерть, как бабка-синюшка, а протянет к нему свои руки с телескопическим эффектом. А вот если сидеть ровно и самозабвенно трудиться на пользу каменного цветка, то может случиться чудо. Приползет к тебе полоз и покажет, где сокровище.
Кстати, современный полоз из золотого стал серебряным и в последние семнадцать лет (ровно столько времени прошло с того момента, когда расформировали южноуральскую ракетную базу с ракетами "Сатана") его поиски ведутся особенно активно. Хитники с металлоискателями и наушниками ходят по земле, пытаясь найти в ней сокровище, оставленное уехавшими впопыхах военными. В полях и лесах еще живы горы и холмы непонятного предназначения, изнутри которых раздаются голоса, горит свет и происходит много странного и загадочного.
И среди металлодобытчиков ходят слухи, что где-то под землей военные, оставляющие часть впопыхах, оставили серебряный кабель необыкновенной проводимости. И кабель этот так толст, так длинен и дорог, что нашедший его будет жить припеваючи всю оставшуюся жизнь. Но, понятное дело, найти его не просто. Серебряный кабель живой, меняет местоположение, как подземный полоз, и выходит на поверхность только перед истинным рифейцем.