Очевидно, что, говоря об антиглобализме, как ясно из самого названия чего-то противоположном понятию “глобализм”, начать следует прежде всего с разъяснений о том, что же из себя представляет непосредственно глобализм в чистом виде.
Сразу же следует сказать, что предпосылки возникновения глобализма носят вполне объективный и даже исторически закономерный характер. Так, на рубеже XX-XXI веков человечество сделало большой шаг вперёд на пути своего технического, экономического и общественного развития. Значительно расширились средства связи, усовершенствовалась логистика, стали широкодоступными пассажирские авиаперевозки по всему миру, появились продвинутые ЭВМ и мировая паутина – Интернет, связывающая компьютеры по всей планете. Наконец, крупные коммерческие компании и корпорации вышли далеко за пределы своих стран, превратив в рынок сбыта своих товаров и услуг весь мир. Во всех этих процессах хорошо заметной отличительной чертой является их глобальность, условия протекания в рамках всего мира, всей планеты. Этим и объясняется этимология т.е. происхождение слов “глобализация” и “глобализм”. Однако под глобализацией, на основе которой и строиться идея глобализма, понимают далеко не только технический прогресс или стирание политических и географических границ, а колоссальные изменения, касающиеся наступления поистине новой эпохи в истории человечества.
Подобные изменения уже неоднократно происходили на протяжении последних десяти тысяч лет и каждый раз смена эпох сопровождалась возникновением принципиально нового типа общественного устройства. К таковым обычно относят бывший изначально первобытный тип общества, затем традиционный (аграрный), далее индустриальный и стремительно наступающий уже сегодня информационный или постиндустриальный. Для каждого процесса перехода от одного типа общества к другому таже существуют свои названия. Например, от первобытного к аграрному – цивилизация, от аграрного к и индустриальному – индустриализация, а от индустриального к информационному, соответственно - глобализация.
Принимая всё это во внимание, необходимо теперь сказать о том, какие именно глобализм, изначально соответственно возникший как термин для осмысления современного этапа исторического развития человечества, подразумевает привносимые им в мир изменения. К таковым можно отнести экономическое и культурное объедение человечества в единое целое, стирание условных границ и физических расстояний между людьми и странами, создание всеобщей единой экономической и правовой системы, преодоление национальных и культурных противоречий, создание унитарной модели социального развития, создание условий для всеобщего технологического и научного обмена, возможностей реализации общепланетарных научных проектов и тому подобное. И сегодня, по сути, глобализм превратился в своего рода социально-политическую идеологию, поставившую перед собой цель достижения всего вышеперечисленного.
Однако в силу каких причин, учитывая явно позитивный характер всех этих изменений, у глобализма могли возникнуть противники, чьё влияние со временем стало настолько велико, что привело даже к возникновению целого общественно-политического движения, известного сегодня как “антиглобализм”? Дело в том, что со временем обнаружилось, что на практике, казалось бы, вполне благие и прогрессивные цели глобализации имеют множество серьёзных недостатков и скрытых подводных камней, незаметных на первый взгляд. Среди них можно упомянуть следующие:
1. Угроза национальным интересам – Зачастую в рамках глобализации локальные интересы (как политические, так и экономические) отдельных стран и народов оказываются как бы отодвинуты на второй план в силу того, что глобальное большинство учитывает в первую очередь свои потребности и цели, а не отдельных своих членов.
2. Потеря национального суверенитета – на практике также существует риск того, что управление процессом глобализации будет происходить не столько даже под совместным контролем глобального большинства, сколько под контролем одного единственного влиятельного гегемона из его числа, который в силу своего исключительного влияния будет продавливать под видом глобализации свои собственные интересы, прикрывая своё фактическое доминирование следствием этой самой глобализации, т.е. номинальным совпадением интересов участников данного процесса, в то время как в действительности оные могут быть совершенно противоположны тем, что провозглашаются гегемоном.
3. Сосредоточение власти над большей частью мира в руках глав корпораций – неконтролируемый рост влияния и экономического могущества надгосударственных транснациональных корпораций создаёт риск того, что даже глобальное большинство самых развитых стран, включая условного гегемона, будут вынуждены учитывать их интересы, а в худшем случае полностью им подчиняться.
4. Отсутствие плюрализма – создание эталонной политической и социальной модели устройства общества, как наилучших и единственно допустимых лишают государства и народы право выбора того, как следует устраивать свою общественную и политическую жизнь таким образом какой кажется им наилучшим для них самих. Зачастую это становиться своего рода прокрустовым ложем, насильным насаждением провозглашённого лидерами глобализма “идеала”.
5. Подавление национальной и культурной идентичности – один из наиболее ярких недостатков глобализации касается её проявления в вопросах культуры. То, что было названо выше “прокрустовым ложем” глобализма проявляется здесь особенно негативно и деструктивно. Дело в том, что интернационализация свойственная глобализации зачастую оборачивается разрушением национальных традиций, подрывом религии, умышленным сглаживанием исторической памяти и, как следствие утраты народами своей идентичности. Более того, при глобализации страдает не только народная, но и классическая высокая культура. Наилучшие достижения человечества в области духовного и эстетического заменяются низко интеллектуальной и зачастую сомнительной с моральной точки зрения поп-культурой, однако носящей при этом универсальный и легко монетизируемый характер.
6. Насаждение культа потребления – другим, пожалуй, несколько обособленным элементом негативных изменений, привносимых глобализацией в область культуры является насаждение культа потребления. В связи с усилением влияния транснациональных компаний, сопровождающего глобализацию, высокий уровень потребления и спроса становиться для них важнейших залогом их существования и дальнейшего процветания. В результате население оказывается жертвой бесконечного произвола маркетинговых махинаций с их сознанием, культа стремления к гедонизму, стяжательству и тому подобному, оказывающему крайне губительное с этической и экзистенциальной точки зрения воздействие на человеческую природу.
7. Несправедливое распределение благ и ресурсов – глобализация и глобализм, как бы подразумевающие объедение человечества и имеющихся в его распоряжении ресурсов и производственных мощностей в действительности вовсе не предполагают, что получаемые от их блага, равно как и места их концентрации, будут распределены по планете равномерно. В реальности складывается ситуация, при которой все блага и ресурсы оказываются сконцентрированы в наиболее развитых странах, своего рода мировых экономических центрах, в то время как условная периферия оказывается лишена доступа к ним.
8. Упадок региональных экономик – так как помимо непосредственно благ и ресурсов в следствие глобализации оказываются неравномерно распределены и центры производства, принадлежащие доминирующим на рынке транснациональным компаниям, производство на местах, а также экономики стран в целом, относящихся к глобальной периферии, оказываются в упадке так как становиться не способны бороться с засильем более конкурентноспособных импортных товаров и брендов.
9. Нарушение прав трудящихся – вывод производства товаров в глобальные центры, например, в страны располагающие большим количеством дешёвой рабочей силы негативно сказывается на экономических интересах не только стран периферии, оказавшихся непричастными к этим центрам, но и рабочему классу самих развитых стран, в том числе являющихся первоначальной базой глобальных корпораций, в силу возникновения безработицы и, как следствие, массового обнищания населения.
10. Игнорирование экологических проблем – наконец вседозволенность глобального капитала, чрезмерное потребительство, поощряемое им, неконтролируемое производство и добыча ресурсов в масштабах всей планеты ведёт к возникновению и расширению целого комплекса экологических проблем по всему миру, среди которых истощение природных ресурсов, загрязнение окружающей среды и изменение климата. Решение же этих вопросов зачастую оказывается противоположно интересам транснациональных компаний и крупнейших центров потребления их товаров, к которым как правило относится глобальный гегемон и его сателлиты, а потому в той или иной степени саботируется ими.
Собственно, именно недовольство всеми названными негативными следствиями глобализации и лежат в основе того, что сегодня принято называть “антиглобализмом”. Стоит, правда, отметить, что движение это изначально носило характер несколько отличный о того, которым оно обладает ныне. К тому же как такового единства в рядах антиглобализма не существует в принципе и потому их представления о целях и способах борьбы с глобализацией могут сильно разниться от случая к случаю. По сути, к антиглобалистам можно отнести множество самых разных общественных и политических движений. Так, например, в их числе могут быть коммунисты, члены различных профсоюзов, так называемые зелёные, традиционалисты, религиозные фундаменталисты, представители крупных религиозных организаций и многие другие. Однако несмотря на подобную разношёрстность с уверенностью можно сказать, что их всех объединяет общее неприятие идей глобализма в том или ином виде. В соответствии с этим в основе их нынешней идеологии лежит борьба с неолиберализмом (пункт 4), борьба с транснациональным капиталом (пункт 6-9), защита культуры, отстаивание морали и этических норм (пункт 5-6), защита национального суверенитета, борьба с несправедливым распределением ресурсов между странами, и неоколониализмом (пункт 1,2,7), и т.п. Конечно, эта борьба не вовсе не предполагает, что процесс глобализации должен быть полностью свёрнут, а его плоды уничтожены раз и навсегда, особенно учитывая тот факт, что большинство антиглобалистов всё же прекрасно отдают себе отчёт в том, что глобализация действительно объективный процесс и мир уже никогда не будет прежним. Вопрос состоит лишь в том должна ли проходить глобализация так, как она проходит сегодня и можно ли избежать большинства связанных с ней негативных моментов? Именно поэтому многие современные противники глобализации предпочитают использовать в отношении себя вместо “антиглобализма” термин “альтерглобализм”. Таким образом, они выступают за пересмотр исторического курса развития человечества и поиск альтернативных путей достижения глобалистских целей.
Стоит отметить, что, как бы то ни было, способы проявления антиглобализма могут принимать самые разнообразные формы: от безобидного активизма до вполне бурных уличных протестов. Говоря об этом более детально, к их числу следует также отнести организацию митингов, проведение собраний и всевозможных форумов, саботаж и блокировка мероприятий глобалистских организаций (саммитов G8, собраний ВТО - Всемирной Торговой Организации), проведение кампаний потребительского бойкота т.е. призывов намеренно ограничить потребление продуктов компании, негативно влияющих на окружающую среду, нарушающих права работников или уличённых в неэтичной политике, также различные виды киберактивизма: создание онлайн-петиций, интернет-форумов, проведение хакерских атак на сайты НПО (Неправительственных организаций) и коммерческих компаний, связанных с глобализацией, пропаганда через различные виды публикаций создания альтернативных экономических систем и моделей устройства общества и т.д.
Однако, как уже было сказано, современный антиглобализм в таком виде, в каком он существует и поныне со всеми своими общественными практиками отличается от того, каким он был в начале своего существования. Более того, за свою относительно непродолжительную историю движение антиглобализма пережило несколько поворотных и знаковых моментов, о которых будет сказано далее.
Символической датой, с которой принято связывать истоки возникновения антиглобалисткого движения является 1 января 1994 года. В этот день в Мексике в штате Чьяпас в открытую заявила о себе этническая повстанческая организация, провозгласившая своей целью вооружённую борьбу против федерального правительства и достижение политической независимости штата. Однако причислять к числу первых антиглобалистов этих, казалось бы, самых обыкновенных сепаратистов, прозвавших себя сапатистами (в честь лидера мексиканской революции Эмилиано Сапаты) или САНО (Сапатитской Армией Национального Освобождения), возможно в силу их специфической идеологии, носителем которой в первую очередь до недавнего времени являлся их предводитель – некто Субкоманданте Маркос. Личность этого человека так и осталось нераскрытой, однако известно, что он имел философское образование и оставил значительное литературное наследие. Так одной из его самых известных работ стало сочинение “Четвёртая мировая”, в котором он рассматривал противостояние СССР и США времён холодной войны как Третью мировую войну, а Четвёртой по нему соответственно является происходящий в данный момент захват и раздел мира победителями под флагом глобализации и сопротивление им ради того, чтобы остановить превращение мира в один большой супермаркет и сохранить человечеству остатки человечности.
Однако всё же сапатисты скорее предшественники существующего ныне антиглобалисткого движения. Его подлинным началом большинство исследователей данного вопроса всё же склоны считать события в Европе в июне 1998 года. Именно тогда, во Франции из объедения профсоюзов, некоторых газетных изданий и представителей интеллигенции была создана первая гражданская антиглобалисткая структура под названием ATTAC, что расшифровывается как Action for Tobin Tax for Assistance for Citizens (Действие за обращение налогов в пользу граждан). Требованиями её политической программы стали ревизия деятельности международных институтов, в т.ч. Всемирной торговой организации (ВТО), перераспределение доходов транснациональных корпораций в социальную сферу, противодействие международным финансовым спекуляциям, ликвидация оффшорных зон, и т.д. В дальнейшем отделения аналогичных организаций стали возникать по всему миру в том числе и в России. Именно после июня 1998 года идеи антиглобализма стали известны западной интеллектуальной элите.
Однако именно широкую огласку, как и форму проявления в виде массовых протестов, антиглобализм приобрёл чуть позже – в ноябре 1999 года. Произошедшие тогда события вошли в историю под, данным журналистами, ироничным названием “Битва в Сиэтле”. Строго говоря, широкие протестные акции под антиглобалисткими лозунгами происходили и ранее, например, в Кёльне в мае того же года. Тем не менее события в Сиэтле являются своего рода символом и наиболее ярким проявлением массовых протестов антиглобалистов. По некоторым данным в акции, приуроченной к проведению в городе сессии ВТО приняло участие до 40 000 человек. Масштабы протестов привлекли к себе внимание общественности, а также привели к срыву работы форума Всемирной Торговой Организации и потому многими это воспринялось как реальный успех антиглобалистского движения.
Началом же следующего этапа его развития, выведшим антиглобализм на следующий, более высокий уровень своего существования, является открытие в январе 2001 года в Порту-Алегри (Бразилия) Первого Всемирного Социального Форума. По сути, это означало, что антиглобалисткое движение перестаёт быть в рамках народных масс исключительно маргинально-протестным и впредь получает устойчивую гражданскую платформу для выработки конструктивных решений по поиску новых путей выхода из сложившегося кризиса глобализации, а также способов донесения важности решения его проблем до широкой мировой общественности. Таким образом с этих пор антиглобализм встал на путь своей институциализации и обретения влияния, с которым пришлось бы считаться его противникам. В дальнейшем начала расти и популярность движения, находящего всё больше сторонников по всему миру, среди которых многие, однако, отнюдь не собирались отказываться от практики массовых протестов. Более того на период с января 2001 по ноябрь 2002 приходиться пик протестной активности антиглобалистского движения в Европе. Так, в указанный промежуток времени в различных регионах проходят наиболее масштабные и резонансные акции антиглобалистов, в числе которых протесты на саммите G8 в Генуе (до 300 тыс. чел.), саммите ЕС в Барселоне (до 500 тыс. чел.), и саммите ВТО в Канкуне (150 тыс. чел.).
Тем не менее, постепенно активность антиглобалисткого движения стала сходить на нет. Его популярность и влияние ослабевали в то время, как глобализация, неолиберализм и транскапитализм продолжали расширяться и захватывать всё новые и новые сферы влияния. Казалось бы, что история антиглобализма постепенно угасает и уходит в прошлое, а глобализм в таком случае остаётся единственным путём развития человечества, которому должны следовать все и каждый. Такое положение дело продолжалось до 2010-х, пока примерно в это время антиглобализм не созрел до того, чтобы шагнуть ещё на один шаг вперёд, перешагнуть свой упадок, и не превратиться в нечто принципиально иное – антиглобализм, как государственную идеологию. Сначала для отдельных стран, а потом и в качестве ориентира для целого ряда государств. И здесь, говоря о будущем антиглобализма и его настоящем, нельзя не признать, что именно Россия сделала очень многое для возрождения антиглобализма и реализации его идей в своей внутренней и внешней политике. Создание в 2009 году БРИКС, как реальной альтернативы Европейского Союза, приверженность концепции многополярного мироустройства, пропаганда равенства всех культур и народов, стремление ведения международных расчётов в национальной валюте, военная поддержка жертв неоколониализма, отстаивание традиционных ценностей как одна из приоритетных внутриполитических задач государства, активная поддержка традиционных религий и национальных культур народов, проживающих на территории Российской Федерации прекрасно демонстрируют то как идеи антиглобализма могут находить своё отражение в политике государства. При этом политические и социальные антиглобалисткие инициативы России несмотря на активное внешнеполитическое давление продолжают находить широкий отклик по всему, доказательством чего могут служить продолжающиеся до сего дня расширение БРИКС.
Таким образом, начавшись как идеология национального сепаратистского движения в Мексике антиглобализм позже перешёл в Европу, где одержал ряд побед, но после непродолжительного периода успешного развития потерял свою популярность и оказался на грани своего исчезновения. Однако позже был поддержан Россией и другими развивающимися странами, как альтернатива и идейный противовес всем тем негативным моментам, которые сопровождают глобализацию в её классическом варианте. И хотя представления о том какой именно должна быть альтернативная и более приемлемая для большинства глобализация остаётся под большим вопросом, а конечный успех борьбы с глобалистскими силами также остаётся неясным, у антиглобализма и его столь не похожих друг на друга сторонников всё же вполне есть шанс изменить ход мировой истории и избежать всех тех ошибок и вреда, что сулит западный глобализм.