Привет всем. Сегодняшний лонгрид - про красный цвет.
Цвет много значит в жизни человека. Это "многое" родилось в истории: люди изучали природу, себя - придумывали всякие способы выжить и развиваться. Пришлось применять цвета для маскировки, для идентификации полезных и опасных продуктов, для опознания своих и чужих. Сначла значения цвета "подсматривали" в природе, затем люди стали создавать смыслы на основе опыта взаимодействия друг с другом. Так появилась культурная "палитра", которой мы пользуемся в 21 веке. Исконные смыслы тех или иных цветов забылись, появились убеждения о "влиянии" их на нашу жизнь. Чтобы разобраться в рациональных истоках цвета мы обращаемся к истории.
Первым цветом, воспринятым человеком в природе был, весьма вероятно, красный – цвет крови, солнца и огня.
Красный прямо связан с жизнью. И, в первую очередь, представлял этот смысл. Поэтому основные значения лежали в области происхождения жизни, жизненных сил. Красная кровь отождествлялась с энергией, полученной человеком от богов.
В ряде архаических культур охру как источник красного пигмента символически связывали - и связывают до сих пор, например, в Австралии, Индонезии, Африке - с мифами о происхождении человека (о первочеловеке). В ранних мифах рассказывается о создании человека из красной глины.
На острове Пасхи есть миф о творении человека из «цветной земли» – вулканического туфа.
Один из индейских богов – Магадео – вылепил из глины первых мужчину и женщину.
Титан Прометей также стал создателем человека из этого популярного подручного материала – глины.
В эпоху древних цивилизаций, с появлением язычества, значение «красное – жизненное» дополнилось представлениями о душе (и в прометеевских глиняных болванчиков душу вложила Афина). Идея о связи крови и души = личности - раскрылась в ряде строгих религиозных табу на прикосновение к крови, пищевых запретов и пр.
Сюжетные линии о творении человека из красной глины продолжились и в поздние времена – в период сложения первых линий монотеизма: иудейский Адам был создан Яхве из красной земли «адама» («адам» – «человек», «Едом» – «красный»).
Теперь посмотрим на подробности толкований красного цвета в разных культурах. Начнем с Японии.
Япония - Восток. Поэтому блоки смыслов цвета связаны с характерными чертами восточных культур. О них можно прочитать тут:
На японском Востоке красный появился одним из первых (как и в архаической мировой культуре вообще). Красный, а также черный и белый считались настолько важными, что первыми получили обозначения в языке (то,что неважно, непонятно - не имеет названий; так язык следует за культурой).
Смыслы цветов японцы связывали со своими представлениями о мире. И эти смыслы отражались в культах и религиях. В их основе лежало поклонение силам природы: солнцу, земле, небу, ветру, водной стихии и т. д.
С ходом времени в Японии сформировался синтоизм, сочетающий в себе культ предков, культ солнца и культ императора как потомка солнечной богини (или «великого солнечного Будды»). На синтоизм повлияли внешние религиозные тренды – конфуцианство, даосизм (пришли из Китая) и буддизм (из Индии). Их принципы тоже повлияли на толкование цветов.
Запрет на искренние прилюдные выражения (личных, не общественных) чувств и эмоций в японской культуре сформировал скрытые формы чувственности, воплощенные в эстетике. Если попроще: считалось стыдным показывать свои эмоции. Но хотелось. Поэтому японцы придумали всякие штуки, чтобы шифроваться - намекать на чувства. Одной из таких штук стали цвета.
Государство строго следило за применением цвета везде – от религиозных ритуалов до дресс-кода и макияжа. Известно о существовании законов, регулирующих вид, качество, стиль, покрой, цвет и рисунки на ткани для одежды подданных: каждое время года, каждый торжественный или особый случай должны были иметь для каждого сословия свои "цветные" особенности.
Глубокий красный цвет японцы получали с помощью натурального красителя, изготавливаемого из корней многолетнего растения, которое называли «аканэ» – марена пурпурная (лат. «Rubia Cordifolia L»). Марена – невысокое полевое травянистое растение, которое цветет летом или в начале осени мелкими белыми цветами. В Японии особо ценились ее корни, потому название писали двумя иероглифами: «ака»+«нэ», то есть «красный корень», «корень, дающий красный цвет». Сейчас цвет и сама марена имеют общее название, записываемое единым иероглифом – «аканэ».
Самый ранний свод религиозных текстов «Кодзики» уделяет красному несколько строк, подчеркивая в оттенках цвета оттенки культурных смыслов:
大礼Старшая вежливость – тёмно-красный;
小礼 Младшая вежливость – светло-красный;
«аканеиро», «аканэ», «аканэиро» – мареновый красный цвет (глубокий);
赤 «акаи» – цвет опасности, гнева и ярости.
Значения слова «красный» в японском языке связаны с символикой синтоизма – утренним небом, гармонизирующим, защищающим мироздание. Эти смыслы были перенесены позднее на культуру видения красного, понимаемого уже шире – как символ мира, безопасности, процветания, семьи; позже к толкованиям данного цвета добавились смыслы природных циклов – лета, а также социальные маркеры – знаки власти и богатства.
Эпоха буйства красного началась в Японии в VI–XVIII вв. - он был везде. В период праздников столы для торжеств в храмах покрывали красными полотнами и коврами. Одежда монахов была красной.
Статуи божеств - красные. Сами храмы, а иногда и дома знати красили красным.
В красный окрашивали культовые предметы.
Японцы полагали, что так отпугивают злых духов, привлекают удачу и счастье. Так, например, талисманы, призванные защищать детей и оберегать взрослых от оспы, представляли собой небольших красных коров.
Еще одним из самых известных, сохранившихся до сегодняшнего дня в обиходе амулетов, является фигурка медитирующего монаха красного цвета; для совершения обряда исполнения желания ему закрашивают один глаз, после реализации – второй. Этот амулет - кукла-неваляшка - Дарума - олицетворение Бодхидхармы - божества счастья.
Красный в японской художественной культуре ведет отсчет с далеких времен – он упоминается в древней японской поэтической антологии VIII в. «Манъёсю» («Собрание мириад листьев»):
И хоть светит нам солнце,
Пустившее красные корни,
Но как жаль,
Что на небе скрывается месяц
Ночью черной, как черные ягоды тута!
Или там же в «Песне, сложенной принцессой Нукадой, когда император (Тэндзи) охотился на полях Камо»:
Иду полями нежных мурасаки,
Скрывающих пурпурный цвет в корнях,
Иду запретными полями,
И, может, стражи замечали,
Как ты мне машешь рукавом?
В традиционных японских театральных традициях - саругаку, дэнгаку, бугаку, но, кабуки и др. - цвета и оттенки красного обрели свои значения. Так, темно-красные полосы на лице актеров означали особые качества личности – справедливость и доблесть, а ярко-алые указывали на связь героя со сверхъестественным миром – способности к магии, колдовству.
В наши дни к красному в Японии, по-прежнему, обращаются в около религиозной сфере (храмовом дизайне, атрибутике), искусстве, повседневных практиках.
Эстетика красного привлекательна для творцов аниме, которые, обращаясь к нему, связывают в символике цвета архаическое и современное видения. В качестве примера приведу полнометражную анимацию студии Миядзаки режиссера Майкла Дадока де Уита - "Красную черепаху". В фильме нет разговоров. Сюжет рождается в музыке, пластике и цвете. Акценты, поставленные таким образом, позволили режиссеру донести смыслы отношения человека к любви и смерти как к высоким жизненным ценностям.
Красный в Китае - следующая история