Продолжаем интенсивную подготовку к ОГЭ по русскому языку. В этой статье дан подробный материал, который поможет справиться с поиском ИВС. Начнем со сравнения и метафоры.
Какие изобразительно-выразительные средства проверяются в задании 7
На ОГЭ, в отличие от ЕГЭ, проверяется минимальное количество изобразительно-выразительных средств, в частности тропы: метафора, сравнение, олицетворение, эпитет, гипербола (редко), литота (редко).
Кроме тропов проверяется также умение находить фразеологизмы.
Что такое тропы
Тропы — языковые средства, слова или выражения, которые используются в переносном значении для достижения образности.
Сравнение
Сравнение — это уподобление одного предмета или явления другому по какому-либо общему для них признаку.
Сравнение может быть выражено следующими способами:
- сравнительным оборотом или придаточным сравнения с союзами КАК, СЛОВНО, БУДТО, КАК БУДТО, ТОЧНО, ЧЕМ:
Я сам, как зверь, был чужд людей
И полз, и прятался, как зверь. (М. Лермонтов).
- существительным в творительном падеже:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит… (А. Пушкин)
- оборотами со словами ПОХОЖ, ПОХОЖИЙ, ПОДОБЕН, ПОДОБНЫЙ, НАПОДОБИЕ, ВРОДЕ и др.
В сотне метров от берега летели над серой водой похожие на белые сабли паруса. (В. Крапивин)
- сравнительной степенью прилагательных или наречий:
Ты всех милее, всех дороже, русская, суглинистая, жёсткая земля. (А. Сурков)
Внимание!
- Сравнение — это троп. Сравнительный оборот — это синтаксическое средство. Для ОГЭ это неважно. Для ЕГЭ принципиально.
- На ОГЭ в задании 7 может быть 2 формулировки: «Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнительный оборот» или «Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение». Надо заострить внимание учеников на том, что в первом случае это только обороты со сравнительными союзами, во втором — любые способы выражения сравнения.
- В задании могут быть предложения, в которых есть союз КАК, но это не сравнительный оборот и не придаточное сравнения. На это нужно обратить внимание учеников.
Примеры из открытого банка заданий ФИПИ
Но это было неважно, потому что мишка смотрел на меня своими разными глазами и обе лапы поднял кверху, как будто он уже заранее сдаётся. (Сравнение, выраженное придаточным сравнительным)
Слышно лишь, как головки каких-то цветов щёлкают по голенищам сапог. (Это НЕ сравнение, так как союз «как» связывает придаточное изъяснительное с главным в СПП)
Он работал, работал, как подёнщик, как вол, и вдохновение рождалось в работе. (Сравнительные обороты с союзом «как»)
Подобно лани метнулась Мордатенкова в свою комнату, где за столом сидел её супруг перед кастрюлей пельменей. (Сравнение, выраженное оборотом со словом «подобно»)
Сергей шёл и думал, что заблудиться ночью в степи в сто раз хуже, чем в лесу. (Сравнение, выраженное сравнительным оборотом с союзом «чем» и сравнительной степенью наречия «хуже»)
Метафора
Метафора — это скрытое сравнение, перенесение свойств одного предмета или явления на другой на основании общих признаков.
Метафора может быть выражена следующими способами:
- существительным в переносном значении:
Не больна мне ничья измена,
И не радует легкость побед,
Тех волос золотое сено
Превращается в серый цвет. (С. Есенин)
- глаголом в переносном значении:
За Кремлём горит заря туманная… (М. Лермонтов)
Развёрнутая метафора — это метафора, последовательно осуществляемая на протяжении фрагмента текста.
Младенцем завернула
Заря луну в подол. (С. Есенин)
Внимание!
- На ОГЭ даётся следующая формулировка: «Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора». Термин «развёрнутая метафора» в формулировке не используется, но в предложениях развёрнутая метафора встречается. С учениками надо разбирать такие случаи.
- Ученики часто путают метафору и сравнение. Обращаем внимание детей на то, что метафора — это или существительное, или глагол обязательно в переносном значении. Поэтому именно их и надо искать в предложенных фрагментах. Кроме того, метафора — это скрытое сравнение, то есть в ней нет сравнительных союзов, но их легко можно подставить («волос золотое сено» — цвет волос, как золотое сено; «горит заря туманная» — цвет неба на заре, как будто что-то горит). В метафоре нет предмета или действия, с которым происходит сравнение.
Примеры из открытого банка заданий ФИПИ
Мы пьём из чашки бытия с закрытыми глазами. (Развёрнутая метафора, жизнь сравнивается с чашкой бытия)
Ныряю с головой под одеяло. (Метафора, выраженная глаголом в переносном значении)
Эти нежные струны то звучали порознь, то перемежались, то сливались и звучали вместе едва заметной дрожью. (Развёрнутая метафора, голос сравнивается со звучанием струн).
Это был светлячок – маленькая букашечка, и пел он свою незатейливую песенку о том, что видел: прекрасную картину заката, красивое небо, зелёное море травы, серебряные слёзы росы и любовь. (Метафоры, выраженные существительными в переносном значении).
Задания для тренировки
Задание 1
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение.
- И слёзы наконец брызнули, как брызжут в цирке у клоунов, сильной струёй.
- Часы были на тонком коричневом ремешке, формой напоминали кирпичик, у циферблата было торжественное выражение лица.
- Деда, ты починил? — не веря своим глазам, спросила Дина.
- Она не плакала, но было так тяжело, как будто она несла на спине мешок картошки.
- Казалось, что деревья остолбенели перед случившимся несчастьем.
Задание 2
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора.
- Решив немедленно идти спасать свою любимицу, Тёма на цыпочках подходит к стеклянной двери и тихо, чтобы не произвести шума, выходит на террасу.
- Подбежав к отверстию колодца, он вполголоса зовёт: — Жучка, Жучка!
- Не теряя времени, Тёма обвязывает вожжами собаку, затем поспешно карабкается наверх.
- Но этот так хорошо обдуманный план неожиданно лопнул...
- Мальчик с ужасом вслушивается в слова няни, и мысли роем теснятся в его голове.
Задание 3
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение.
- Непоколебимый, как танк, он двинулся в коридор.
- Подобно лани метнулась Мордатенкова в свою комнату, где за столом сидел её супруг перед кастрюлей пельменей.
- На нижней, влажной и отвисшей его губе сидел окурок.
- Просто рай, — произнесла учительница упавшим под конец голосом.
- Носится по всей квартире, словно ракета.
Задание 4
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора.
- Собака благоговейно смотрела на неё.
- Та взяла — просто из вежливости, чтобы не обидеть, чтобы не спугнуть своего счастья, и уже уверенней побежала за женщиной. Так они и скрылись за углом.
- Женщина скользнула взглядом по собаке и прошла мимо, но собака пошла за ней, сначала неуверенно, потом решительно и безоглядно.
- Бездомная жизнь, без сомнения, была ей уже невмоготу, и она выбирала хозяина.
- Бедная собака порывалась идти то за одним, то за другим, даже делала несколько шагов вслед, но тут же возвращалась.
Задание 5
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора.
- Надо было хорошенько обдумать, как сказать ему, что она, Динка, повзрослела и никогда больше не сядет на раму его велосипеда, не поедет с ним кататься.
- Одно только воспоминание об этом нестерпимо мучило Динку, она видела перед собой знакомые глаза и хорошо знала: эти умные глаза читают в её душе...
- Не будет и тайн, рассказанных верному другу детства Хохолку.
- Динка молча сидела за столом, рассеянно улыбалась Лёне, не замечая, что он давно следит за ней беспокойным взглядом.
- А в глубине террасы стоял Лёня, и сердце его сдавливала боль.
Задание 6
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение.
- Они-то бегают, им тепло, а она руками по бокам колотит, на одном месте прыгает, как нахохлившийся воробушек, а домой не идёт: пусть те двое в тишине занимаются!
- Сердце у меня за неё болит.
- Они сами такие люди, которые за себя не попросят и никаких бумажек собирать не станут.
- И обязательно начинают повторять одно и то же, как попугаи.
- И зимой в лютый мороз с ними до темноты гуляет.
Ответы
Задание 1 — 1(как брызжут в цирке у клоунов), 4 (как будто она несла на спине мешок картошки).
Задание 2 — 4 (лопнул), 5 (теснятся).
Задание 3 — 1 (как танк), 2 (подобно лани), 5 (словно ракета).
Задание 4 — 2 (не спугнуть), 3 (скользнула).
Задание 5 — 2 (читают), 5 (сдавливала).
Задание 6 — 1 (как нахохлившийся воробушек), 4 (как попугаи).
Продолжение материала об изобразительно-выразительных средствах читайте в следующей статье.
Другие идеи для ваших уроков на канале "Учительская мастерская".