Найти в Дзене

Русский язык. ОГЭ. Задание 7. Сравнение. Метафора

Оглавление

Продолжаем интенсивную подготовку к ОГЭ по русскому языку. В этой статье дан подробный материал, который поможет справиться с поиском ИВС. Начнем со сравнения и метафоры.

Какие изобразительно-выразительные средства проверяются в задании 7

На ОГЭ, в отличие от ЕГЭ, проверяется минимальное количество изобразительно-выразительных средств, в частности тропы: метафора, сравнение, олицетворение, эпитет, гипербола (редко), литота (редко).

Кроме тропов проверяется также умение находить фразеологизмы.

Что такое тропы

Тропы — языковые средства, слова или выражения, которые используются в переносном значении для достижения образности.

Сравнение

Сравнение — это уподобление одного предмета или явления другому по какому-либо общему для них признаку.

Сравнение может быть выражено следующими способами:

  • сравнительным оборотом или придаточным сравнения с союзами КАК, СЛОВНО, БУДТО, КАК БУДТО, ТОЧНО, ЧЕМ:

Я сам, как зверь, был чужд людей

И полз, и прятался, как зверь. (М. Лермонтов).

  • существительным в творительном падеже:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит… (А. Пушкин)

  • оборотами со словами ПОХОЖ, ПОХОЖИЙ, ПОДОБЕН, ПОДОБНЫЙ, НАПОДОБИЕ, ВРОДЕ и др.

В сотне метров от берега летели над серой водой похожие на белые сабли паруса. (В. Крапивин)

  • сравнительной степенью прилагательных или наречий:

Ты всех милее, всех дороже, русская, суглинистая, жёсткая земля. (А. Сурков)

Внимание!

  1. Сравнение — это троп. Сравнительный оборот — это синтаксическое средство. Для ОГЭ это неважно. Для ЕГЭ принципиально.
  2. На ОГЭ в задании 7 может быть 2 формулировки: «Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнительный оборот» или «Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение». Надо заострить внимание учеников на том, что в первом случае это только обороты со сравнительными союзами, во втором — любые способы выражения сравнения.
  3. В задании могут быть предложения, в которых есть союз КАК, но это не сравнительный оборот и не придаточное сравнения. На это нужно обратить внимание учеников.

Примеры из открытого банка заданий ФИПИ

Но это было неважно, потому что мишка смотрел на меня своими разными глазами и обе лапы поднял кверху, как будто он уже заранее сдаётся. (Сравнение, выраженное придаточным сравнительным)

Слышно лишь, как головки каких-то цветов щёлкают по голенищам сапог. (Это НЕ сравнение, так как союз «как» связывает придаточное изъяснительное с главным в СПП)

Он работал, работал, как подёнщик, как вол, и вдохновение рождалось в работе. (Сравнительные обороты с союзом «как»)

Подобно лани метнулась Мордатенкова в свою комнату, где за столом сидел её супруг перед кастрюлей пельменей. (Сравнение, выраженное оборотом со словом «подобно»)

Сергей шёл и думал, что заблудиться ночью в степи в сто раз хуже, чем в лесу. (Сравнение, выраженное сравнительным оборотом с союзом «чем» и сравнительной степенью наречия «хуже»)

Метафора

Метафора — это скрытое сравнение, перенесение свойств одного предмета или явления на другой на основании общих признаков.

Метафора может быть выражена следующими способами:

  • существительным в переносном значении:

Не больна мне ничья измена,

И не радует легкость побед,

Тех волос золотое сено

Превращается в серый цвет. (С. Есенин)

  • глаголом в переносном значении:

За Кремлём горит заря туманная… (М. Лермонтов)

Развёрнутая метафора — это метафора, последовательно осуществляемая на протяжении фрагмента текста.

Младенцем завернула

Заря луну в подол. (С. Есенин)

Внимание!

  1. На ОГЭ даётся следующая формулировка: «Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора». Термин «развёрнутая метафора» в формулировке не используется, но в предложениях развёрнутая метафора встречается. С учениками надо разбирать такие случаи.
  2. Ученики часто путают метафору и сравнение. Обращаем внимание детей на то, что метафора — это или существительное, или глагол обязательно в переносном значении. Поэтому именно их и надо искать в предложенных фрагментах. Кроме того, метафора — это скрытое сравнение, то есть в ней нет сравнительных союзов, но их легко можно подставить («волос золотое сено» — цвет волос, как золотое сено; «горит заря туманная» — цвет неба на заре, как будто что-то горит). В метафоре нет предмета или действия, с которым происходит сравнение.

Примеры из открытого банка заданий ФИПИ

Мы пьём из чашки бытия с закрытыми глазами. (Развёрнутая метафора, жизнь сравнивается с чашкой бытия)

Ныряю с головой под одеяло. (Метафора, выраженная глаголом в переносном значении)

Эти нежные струны то звучали порознь, то перемежались, то сливались и звучали вместе едва заметной дрожью. (Развёрнутая метафора, голос сравнивается со звучанием струн).

Это был светлячок – маленькая букашечка, и пел он свою незатейливую песенку о том, что видел: прекрасную картину заката, красивое небо, зелёное море травы, серебряные слёзы росы и любовь. (Метафоры, выраженные существительными в переносном значении).

Задания для тренировки

Задание 1

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение.

  1. И слёзы наконец брызнули, как брызжут в цирке у клоунов, сильной струёй.
  2. Часы были на тонком коричневом ремешке, формой напоминали кирпичик, у циферблата было торжественное выражение лица.
  3. Деда, ты починил? — не веря своим глазам, спросила Дина.
  4. Она не плакала, но было так тяжело, как будто она несла на спине мешок картошки.
  5. Казалось, что деревья остолбенели перед случившимся несчастьем.

Задание 2

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора.

  1. Решив немедленно идти спасать свою любимицу, Тёма на цыпочках подходит к стеклянной двери и тихо, чтобы не произвести шума, выходит на террасу.
  2. Подбежав к отверстию колодца, он вполголоса зовёт: — Жучка, Жучка!
  3. Не теряя времени, Тёма обвязывает вожжами собаку, затем поспешно карабкается наверх.
  4. Но этот так хорошо обдуманный план неожиданно лопнул...
  5. Мальчик с ужасом вслушивается в слова няни, и мысли роем теснятся в его голове.

Задание 3

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение.

  1. Непоколебимый, как танк, он двинулся в коридор.
  2. Подобно лани метнулась Мордатенкова в свою комнату, где за столом сидел её супруг перед кастрюлей пельменей.
  3. На нижней, влажной и отвисшей его губе сидел окурок.
  4. Просто рай, — произнесла учительница упавшим под конец голосом.
  5. Носится по всей квартире, словно ракета.

Задание 4

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора.

  1. Собака благоговейно смотрела на неё.
  2. Та взяла — просто из вежливости, чтобы не обидеть, чтобы не спугнуть своего счастья, и уже уверенней побежала за женщиной. Так они и скрылись за углом.
  3. Женщина скользнула взглядом по собаке и прошла мимо, но собака пошла за ней, сначала неуверенно, потом решительно и безоглядно.
  4. Бездомная жизнь, без сомнения, была ей уже невмоготу, и она выбирала хозяина.
  5. Бедная собака порывалась идти то за одним, то за другим, даже делала несколько шагов вслед, но тут же возвращалась.

Задание 5

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора.

  1. Надо было хорошенько обдумать, как сказать ему, что она, Динка, повзрослела и никогда больше не сядет на раму его велосипеда, не поедет с ним кататься.
  2. Одно только воспоминание об этом нестерпимо мучило Динку, она видела перед собой знакомые глаза и хорошо знала: эти умные глаза читают в её душе...
  3. Не будет и тайн, рассказанных верному другу детства Хохолку.
  4. Динка молча сидела за столом, рассеянно улыбалась Лёне, не замечая, что он давно следит за ней беспокойным взглядом.
  5. А в глубине террасы стоял Лёня, и сердце его сдавливала боль.

Задание 6

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение.

  1. Они-то бегают, им тепло, а она руками по бокам колотит, на одном месте прыгает, как нахохлившийся воробушек, а домой не идёт: пусть те двое в тишине занимаются!
  2. Сердце у меня за неё болит.
  3. Они сами такие люди, которые за себя не попросят и никаких бумажек собирать не станут.
  4. И обязательно начинают повторять одно и то же, как попугаи.
  5. И зимой в лютый мороз с ними до темноты гуляет.

Ответы

Задание 1 — 1(как брызжут в цирке у клоунов), 4 (как будто она несла на спине мешок картошки).

Задание 2 — 4 (лопнул), 5 (теснятся).

Задание 3 — 1 (как танк), 2 (подобно лани), 5 (словно ракета).

Задание 4 — 2 (не спугнуть), 3 (скользнула).

Задание 5 — 2 (читают), 5 (сдавливала).

Задание 6 — 1 (как нахохлившийся воробушек), 4 (как попугаи).

Продолжение материала об изобразительно-выразительных средствах читайте в следующей статье.

Другие идеи для ваших уроков на канале "Учительская мастерская".