31 августа 1986 года лучший пароход СССР «Адмирал Нахимов», впоследствии названный иностранными СМИ русским Титаником, столкнулся с сухогрузом «Петр Васев» и затонул в 13 километрах от Новороссийска. В результате крушения погибло 423 человека. Этот момент стал самым трагическим во всей истории гражданского флота Советского Союза. Однако почему эта трагедия произошла? Рассмотрим в сегодняшней статье.
Следователь Уваров
Следователем по делу о крушении был назначен Борис Уваров, который на тот момент пребывал в должности старшего следователя по особо важным делам Прокуратуры РСФСР. 1 сентября в компании оперативника КГБ он подплыл к месту крушения на катере. Пароход к тому моменту затонул, а сухогруз с надломленным носом стоял на месте.
Сухогруз был заполнен 30 тысячами тонн канадского зерна. В длину он достигал 170 метров и имел мощные высокие борта. Как выяснится позже, капитан сухогруза очень торопился в порт и крайне любил опасные маневры.
- Настоящий таран, - высказался Уваров, оглядывая «Петра Васева».
Перво-наперво улики
Виктор Ткаченко, капитан сухогруза, спокойно приветствовал Уварова и пообещал рассказать все как было. Важным моментом стала необходимость забрать ленты курсоров, на которых были записаны все перемещения корабля. Сразу капитан отдавать их не хотел. Но, тем не менее, Уваров получил ленты первым, в подлинном виде. Ткаченко утверждал, что маршрут расхождения был согласован с капитаном «Адмирала Нахимова», и намеченного курса он не менял. По словам капитана сухогруза, сменить курс мог именно пароход, из-за чего произошло столкновение.
Западная пресса и версии
Западные журналисты наперебой предлагали самые разные версии причин произошедшей трагедии. Среди них были: покушение на генерала КГБ, который плыл на борту парохода вместе с семьей; диверсия и появление некоего третьего объекта на пути двух судов. Одним словом, разных выдумок ходило много.
Расстрелять!
Вскоре после случившегося собрался стихийный митинг родственников погибших, которые требовали объяснений и правосудия. Перед собравшимися пришлось выступить Гейдару Алиеву, который пообещал посадить столько же виновных, сколько погибло людей и, как минимум, одного из капитанов расстрелять.
Уваров и дело о гибели
От Уварова требовали присвоить делу квалификацию 102 УК РСФСР «Умышленное нарушение правил безопасности, приведшее к гибели людей». Однако следователь спешить не стал и занялся изучение материалов дела. Оба капитана на время следствия были отправлены под арест.
Более детальное расследование показало, что после столкновения капитан Марков пытался увести пароход на мель и тем самым спасти его от затопления. Но у него ничего не вышло.
Расхождение двух судов в Цемесской бухте было запланированным. О нем знали все. «Адмирал Нахимов» покинул порт в назначенный срок без задержки. В 23:10 суда должны были проплыть мимо друг друга на расстоянии в километр. По международным правилам пароход должен был пропустить сухогруз, таково было их взаимное расположение. Но диспетчер порта зачем-то попросил капитала сухогруза пропустить пароход. И капитан согласился. Все были предупреждены о смене курса. Так что же пошло не так?
А произошло вот что
Капитан парохода Вадим Марков в 23:00 выставил курс и покинул каюту управления для заполнения журнала, оставив дежурить помощника Александра Чудновского. Наблюдая сближение помощник заподозрил, что сухогруз подходит слишком близко. Он несколько раз связывался с командой «Петра Васева» и спрашивал, сохранилась ли договоренность о том, что их пропустят. Каждый раз получая положительный ответ, он продолжал с недоверием смотреть на приближение сухогруза и, в итоге, сильно запаниковал.
Нарушая все инструкции, и не известив Макарова, он делает поворот влево. А потом меняет курс еще несколько раз. В следствии неверной корректировки курса происходит столкновение. Позже экспертиза установила, что, если бы курс не изменили, корабли остались бы цели и продолжили плавание.
Здесь следует отметить, что и Ткаченко совершил ошибку. Курс сухогруза был рассчитан так, что суда должны были пройти в опасной близости друг к другу. Зачем так было делать? Кто знает. Кроме того, Ткаченко игнорировал просьбы своего экипажа скорректировать курс, хотя на тот момент уже было совершенно ясно, что корабли опасно сблизились.
В итоге
На самом деле, ошибки были допущены обоими капитанами. При сложных маневрах капитан не должен был покидать мостик, а Марков ушел. Ткаченко должен был спокойно пропустить пароход, а он решил совершить опасный «красивый» маневр. Александр Чудновский довершил картину и самовольно сменил курс.
Как часто это бывает, причиной гибели сотен людей стал человеческий фактор. Генерал КГБ оказался не при чем, да и плыл ли он на корабле, так и осталось тайной. Суд над капитанами состоялся в марте 1987 года. Оба были признаны виновными по статье 85 УК РСФСР и получили по 15 лет тюрьмы. Через пять лет они были амнистированы. Ткаченко после этого сменил фамилию и эмигрировал в Израиль. Вадим Марков остался жить в Одессе и умер в 2007 году. Ткаченко снова стал капитаном и в 2003 году погиб в крушении около Ньюфаундленда. Так закончилась эта история.
Свои соображения по поводу статьи высказывайте в комментариях, ставьте лайки и будьте здоровы
О неточностях и опечатках просьба сообщить автору