Анатолий Жаренов – автор детективных произведений советского периода, но первые два его романа были фантастическими, потому что именно на ниве фантастического детектива даже в СССР можно было сделать вполне убойное произведение типа бестселлер, не уступающее лучшим западным образцам. «Парадокс Великого Пта», написанный автором в 1970 году, отвечает этим высоким требованиям и сегодня.
Всегда удивляюсь тем людям, особенно любителям хорошего чтения, которые утверждают, что в советские времена вся фантастика была идеологизирована, и никаких интересных идей, кроме обрисования светлого коммунистического будущего, читателю не несла.
Спешу заверить – в 60-70-е годы прошлого столетия, в самый «брежневский застой» у нас издавалось столько прекрасной фантастики, сколько не издавалось даже в «самой издательской» стране мира – США. А если судить по тиражам – то мы многократно были впереди планеты всей. Да и по количеству авторов-фантастов мы тоже всех опережали.
В общем, хочу познакомить своих читателей с прекрасным романом Анатолия Жаренова «Парадокс Великого Пта», написанного в далеком 1970 году и изданного в СССР на русском языке только один раз, да и в последние годы издававшегося очень редко, а и то мизерными тиражами.
Вообще-то это произведение впервые издано было в такой тоненькой книжечке (в серии «Библиотека советской фантастики» издательства «Молодая гвардия»), что на роман по виду никак не тянет. Однако по фактическому наполнению это именно роман, потому я ему и придал именно такой статус. Не тянет «Парадокс» на повесть, это произведение именно большой формы, и никак иначе. Ну, можно назвать его небольшим романом, но все же это именно роман.
За свою недолгую творческую деятельность Анатолий Александрович Жаренов (1922-1975 гг.) проявил себя как детективщик, написав в конце своей литературной деятельности цикл из четырех детективно-исторических повестей под общим названием «Кладоискатели» (1970-1975 гг.). Но первые свои произведения он облачил в одежды именно фантастического детектива, к ним относятся романы «Яблоко Немезиды» (1967 г.) и «Парадокс Великого Пта» (1970 г.).
В первом романе главным героем выступает американский (хотя страна точно не указана) сыщик, впутавшийся в активное расследование с элементами фантастики. А вот героем второго произведения является уже как бы сыщик советский, этакий «красный Пинкертон». И границы произведения раздвинуты очень широко – вплоть до перемещений в прошлое и будущее.
Кстати, подзаголовок романа, выписанный на титульном листе первого книжного издания, такой: «Парадокс Великого Пта, или Экскурсия в прошлое, битком набитая загадками, размышлениями и предположениями о том, что было, когда вроде бы ничего не было».
Идея произведения такова: когда-то давно на Земле существовала очень (ОЧЕНЬ!!!) развитая цивилизация так называемых «кошколюдей», которые, получив доказательства того, что скоро на Земле разразится катастр0фа, грозящая концом их цивилизации, изобретают машину времени. С помощью этого агрегата они засылают в будущее нескольких своих представителей, которые должны передать все накопленные их цивилизацией знания тем, кто появится на Земле после них.
В принципе, идея понятная – «кошколюди» хотят сохранить свое наследие, передав его другим, и главный вдохновитель всей этой сложной операции – главный их ученый Великий Пта, отсюда и название романа.
Однако А. Жаренов не пошел по стопам Ивана Ефремова, который любил слишком поступательные движения развития мира, и даже Станислава Лема, который, наоборот, предпочитал идеи весьма замысловатой цикличности, хотя и объединил методы обоих своих литературных кумиров в один узел. В принципе, автор не объясняет конкретного механизма теории, а начинает свой роман в стиле чистого детектива, когда за дело берутся обычные люди, сталкивающиеся с какими-то необычными и на первый взгляд странными, необъяснимыми явлениями.
Сначала повествование ведется неспешно, и с каждой новой главой раскручивается все сильнее, превращаясь в чисто авантюрный бестселлер, и буквально не замечаешь момент, когда детектив перерастает в явную фантастику.
Ну, не буду рассказывать сюжет «Парадокса Великого Пта», это было бы нечестно. Скажу только, что в романе переплетено множество разных стилей, а не только детектив и фантастика. Очень много усилий автор приложил, чтобы, как бы готовя пути для отступления в случае появления слишком у непримиримых его критиков, показать, что он относится ко всем своим «научным» идеям о цикличности истории с достаточно явно выраженной иронией. Именно поэтому в романе нет той тяжести, которая свойственна и серьезному детективу, и серьезной фантастике.
В общем, произведение это, особенно учитывая времена, в которые оно было написано, тянет на 5+ по 5-балльной шкале. В принципе, мне понятно, почему после 1970 года книга в СССР больше не издавалась. Несмотря на то, что идея, заложенная в ней, не нарушает принципиальных требований, предъявлявшихся тогда к советским писателям, она и не прославляет социалистическую действительность, и вообще не рассматривает «светлое коммунистическое будущее» планеты Земля.
Автор написал очень захватывающее, практически свободное от навязчивых штампов произведение, которое способно было направить мысли тогдашних «строителей коммунизма» совсем в другую сторону, в сторону какой-то другой альтернативы развития будущего, кроме тотального коммунизма.
Однако, несмотря на это, роман «Парадокс Великого Пта» был издан в 1975 году в Восточном Берлине на немецком языке («Das Paradox des Grossen Pta») в довольно роскошном, в сравнении, с советским, издании. Книга имела твердую обложку, да еще и с суперобложкой в придачу. Как раз эта немецкая книга визуально уже вполне тянет на роман, а не на повесть.
Следует еще сказать, что в октябре 1971 года роман в несколько сокращенном варианте под названием «Suure Pta paradoks» был опубликован в 17-ти номерах эстонской газеты «Leninlik Lipp», язык эстонский. В 1990-м в газете «Брянский комсомолец» был опубликован отрывок из этого произведения.
Третье и четвертое книжные издания романа «Парадокс Великого Пта» увидели свет в одноименном авторском сборнике (изд-во «Центрполиграф», 1997 г.) и антологии фантастики «Серебряное время» (изд-во «Эксмо», 2006 г.). Больше никаких изданий этого прекрасного фантастического произведения на просторах нашей планеты не обнаружено.
МОЖЕТ БЫТЬ, ВАМ ПОНРАВЯТСЯ И ЭТИ ПУБЛИКАЦИИ:
Роман «Поединок с собой» Ариадны Громовой ~ приключенческая фантастика а-ля Александр Беляев
Лев Успенский. «Шальмугровое яблоко». Это загадка на грани фантастики с приключениями
«Качели Отшельника» Виктора Колупаева издали в 1980 году в США с предисловием самого Джона Старджона