Найти тему
Популярная Библиотека

Фантастический детектив «Парадокс Великого Пта» А. Жаренова, 1970 г. ~ один из лучших образцов бестселлеров подобного рода

Анатолий Жаренов – автор детективных произведений советского периода, но первые два его романа были фантастическими, потому что именно на ниве фантастического детектива даже в СССР можно было сделать вполне убойное произведение типа бестселлер, не уступающее лучшим западным образцам. «Парадокс Великого Пта», написанный автором в 1970 году, отвечает этим высоким требованиям и сегодня.

А. Жаренов "Парадокс Великого Пта", 1970 г. Задняя и передняя стороны обложки
А. Жаренов "Парадокс Великого Пта", 1970 г. Задняя и передняя стороны обложки

Всегда удивляюсь тем людям, особенно любителям хорошего чтения, которые утверждают, что в советские времена вся фантастика была идеологизирована, и никаких интересных идей, кроме обрисования светлого коммунистического будущего, читателю не несла.

Спешу заверить – в 60-70-е годы прошлого столетия, в самый «брежневский застой» у нас издавалось столько прекрасной фантастики, сколько не издавалось даже в «самой издательской» стране мира – США. А если судить по тиражам – то мы многократно были впереди планеты всей. Да и по количеству авторов-фантастов мы тоже всех опережали.

Анатолий Александрович Жаренов (1922-1975 гг.) в разные годы своей творческой деятельности
Анатолий Александрович Жаренов (1922-1975 гг.) в разные годы своей творческой деятельности

В общем, хочу познакомить своих читателей с прекрасным романом Анатолия Жаренова «Парадокс Великого Пта», написанного в далеком 1970 году и изданного в СССР на русском языке только один раз, да и в последние годы издававшегося очень редко, а и то мизерными тиражами.

Вообще-то это произведение впервые издано было в такой тоненькой книжечке (в серии «Библиотека советской фантастики» издательства «Молодая гвардия»), что на роман по виду никак не тянет. Однако по фактическому наполнению это именно роман, потому я ему и придал именно такой статус. Не тянет «Парадокс» на повесть, это произведение именно большой формы, и никак иначе. Ну, можно назвать его небольшим романом, но все же это именно роман.

Форзацы книги "Парадокс Великого Пта" 1970 года
Форзацы книги "Парадокс Великого Пта" 1970 года

За свою недолгую творческую деятельность Анатолий Александрович Жаренов (1922-1975 гг.) проявил себя как детективщик, написав в конце своей литературной деятельности цикл из четырех детективно-исторических повестей под общим названием «Кладоискатели» (1970-1975 гг.). Но первые свои произведения он облачил в одежды именно фантастического детектива, к ним относятся романы «Яблоко Немезиды» (1967 г.) и «Парадокс Великого Пта» (1970 г.).

Титульный разворот книги 1970 года выпуска
Титульный разворот книги 1970 года выпуска

В первом романе главным героем выступает американский (хотя страна точно не указана) сыщик, впутавшийся в активное расследование с элементами фантастики. А вот героем второго произведения является уже как бы сыщик советский, этакий «красный Пинкертон». И границы произведения раздвинуты очень широко – вплоть до перемещений в прошлое и будущее.

Вот так выглядели "кошколюди" (справа), фигурирующие в романе "Парадокс Великого Пта"
Вот так выглядели "кошколюди" (справа), фигурирующие в романе "Парадокс Великого Пта"

Кстати, подзаголовок романа, выписанный на титульном листе первого книжного издания, такой: «Парадокс Великого Пта, или Экскурсия в прошлое, битком набитая загадками, размышлениями и предположениями о том, что было, когда вроде бы ничего не было».

Пояснительная статья к роману доктора исторических наук Г. Маркова
Пояснительная статья к роману доктора исторических наук Г. Маркова

Идея произведения такова: когда-то давно на Земле существовала очень (ОЧЕНЬ!!!) развитая цивилизация так называемых «кошколюдей», которые, получив доказательства того, что скоро на Земле разразится катастр0фа, грозящая концом их цивилизации, изобретают машину времени. С помощью этого агрегата они засылают в будущее нескольких своих представителей, которые должны передать все накопленные их цивилизацией знания тем, кто появится на Земле после них.

Первая иллюстранция к роману
Первая иллюстранция к роману

В принципе, идея понятная – «кошколюди» хотят сохранить свое наследие, передав его другим, и главный вдохновитель всей этой сложной операции – главный их ученый Великий Пта, отсюда и название романа.

Некоторые персонажи романа
Некоторые персонажи романа

Однако А. Жаренов не пошел по стопам Ивана Ефремова, который любил слишком поступательные движения развития мира, и даже Станислава Лема, который, наоборот, предпочитал идеи весьма замысловатой цикличности, хотя и объединил методы обоих своих литературных кумиров в один узел. В принципе, автор не объясняет конкретного механизма теории, а начинает свой роман в стиле чистого детектива, когда за дело берутся обычные люди, сталкивающиеся с какими-то необычными и на первый взгляд странными, необъяснимыми явлениями.

Некоторые иллюстрации к роману
Некоторые иллюстрации к роману

Сначала повествование ведется неспешно, и с каждой новой главой раскручивается все сильнее, превращаясь в чисто авантюрный бестселлер, и буквально не замечаешь момент, когда детектив перерастает в явную фантастику.

Еще некоторые персонажи романа "Парадокс Великого Пта"
Еще некоторые персонажи романа "Парадокс Великого Пта"

Ну, не буду рассказывать сюжет «Парадокса Великого Пта», это было бы нечестно. Скажу только, что в романе переплетено множество разных стилей, а не только детектив и фантастика. Очень много усилий автор приложил, чтобы, как бы готовя пути для отступления в случае появления слишком у непримиримых его критиков, показать, что он относится ко всем своим «научным» идеям о цикличности истории с достаточно явно выраженной иронией. Именно поэтому в романе нет той тяжести, которая свойственна и серьезному детективу, и серьезной фантастике.

И еще некоторые персонажи романа
И еще некоторые персонажи романа

В общем, произведение это, особенно учитывая времена, в которые оно было написано, тянет на 5+ по 5-балльной шкале. В принципе, мне понятно, почему после 1970 года книга в СССР больше не издавалась. Несмотря на то, что идея, заложенная в ней, не нарушает принципиальных требований, предъявлявшихся тогда к советским писателям, она и не прославляет социалистическую действительность, и вообще не рассматривает «светлое коммунистическое будущее» планеты Земля.

Иллюстрация к роману (1970 г.)
Иллюстрация к роману (1970 г.)

Автор написал очень захватывающее, практически свободное от навязчивых штампов произведение, которое способно было направить мысли тогдашних «строителей коммунизма» совсем в другую сторону, в сторону какой-то другой альтернативы развития будущего, кроме тотального коммунизма.

И еще иллюстрация
И еще иллюстрация

Однако, несмотря на это, роман «Парадокс Великого Пта» был издан в 1975 году в Восточном Берлине на немецком языке («Das Paradox des Grossen Pta») в довольно роскошном, в сравнении, с советским, издании. Книга имела твердую обложку, да еще и с суперобложкой в придачу. Как раз эта немецкая книга визуально уже вполне тянет на роман, а не на повесть.

Немецкое издание романа "Парадокс Великого Пта" в 1975 году
Немецкое издание романа "Парадокс Великого Пта" в 1975 году

Следует еще сказать, что в октябре 1971 года роман в несколько сокращенном варианте под названием «Suure Pta paradoks» был опубликован в 17-ти номерах эстонской газеты «Leninlik Lipp», язык эстонский. В 1990-м в газете «Брянский комсомолец» был опубликован отрывок из этого произведения.

Два московских издания романа "Парадокс Великого Пта", 1997 и 2006 гг.
Два московских издания романа "Парадокс Великого Пта", 1997 и 2006 гг.

Третье и четвертое книжные издания романа «Парадокс Великого Пта» увидели свет в одноименном авторском сборнике (изд-во «Центрполиграф», 1997 г.) и антологии фантастики «Серебряное время» (изд-во «Эксмо», 2006 г.). Больше никаких изданий этого прекрасного фантастического произведения на просторах нашей планеты не обнаружено.

МОЖЕТ БЫТЬ, ВАМ ПОНРАВЯТСЯ И ЭТИ ПУБЛИКАЦИИ:

Роман «Поединок с собой» Ариадны Громовой ~ приключенческая фантастика а-ля Александр Беляев

Лев Успенский. «Шальмугровое яблоко». Это загадка на грани фантастики с приключениями

Почему некоторые книги Александра Беляева при его жизни впервые были изданы только на украинском языке?

Последний фантастический роман Сергея Снегова «Диктатор» - о Сталине и о покаянии самого автора книги

«Качели Отшельника» Виктора Колупаева издали в 1980 году в США с предисловием самого Джона Старджона