В одной невероятно независимой газете прочитал: "Результаты ЕГЭ подпадают под «закон Гудхарта»". И ни слова о том, что это за закон и кто такой Гудхарт. Очевидно, автор и редактор убеждены - их читатели достаточно продвинуты в интеллектуальном плане, чтобы такие вещи знать, как говорится, по умолчанию. Поэтому переспрашивать вроде бы как-то даже неприлично - сразу за дурака примут.
А вот я не знал. И не стыжусь этого, потому что всё знать невозможно. Но теперь знаю. И хочу, чтобы вы тоже узнали.
Английский экономист Чарльз Гудхарт (родился 23 октября 1936) долгое время работал советником Председателя Банка Англии по вопросам монетарной политики и финансовой стабильности, а затем стал главным советником по монетарной политике Банка Англии.
С высоты своего опыта он сделал вывод, который впоследствии получил название ЗАКОНА ГУДХАРТА или ПРИНЦИПА ГУДХАРТА: когда экономический показатель становится целевой функцией для проведения экономической политики, прежние эмпирические закономерности, использующие данный показатель, перестают действовать.
Грубо говоря, когда какой-либо социальный или экономический показатель начинает использоваться как цель, он теряет свою ценность как инструмент.
Правда, Гудхарт основал свои выводы на наблюдениях за денежной политикой и экономикой Великобритании, однако это вполне справедливо по отношению 1) к экономикам других стран, 2) к другим сферам, в том числе, образованию.
Если перед нашими руководителями поставлена задача обеспечить такой-то рост и такие-то показатели по ЕГЭ, ОГЭ, ВПР, а также возвыситься в международных рейтингах PISA, PIRLS, TIMSS, чиновники сделают всё, чтобы заставить образовательное сообщество соответствовать необходимым параметрам. Как - это уже отдельный вопрос, но ЗАКОН ГУДХАРДА в данном случае как раз и говорит: коль скоро вы ЕГЭ из инструмента проверки знаний превратили в цель всего процесса образования, то будьте готовы - госэкзамен выстроит вас всех под себя и заставит ему подчинятьсяя.
Сам Гудхард, кстати, одно время работал преподавателем денежно-кредитной экономики в Лондонской школе экономики. А потому мог бы подтвердить, что его закон применим не только к этой науке.