Найти в Дзене

Техосмотр: особенности момента

Оглавление

Для водителей, особенно сейчас, актуальным стал вопрос технического осмотра. Действительно ли он отменен для всех? Но тогда зачем изменения вообще вводились? Имеет ли теперь значение возраст машины для прохождения техосмотра? На что еще стоит обратить внимание автолюбителям? На эти вопросы отвечает инспектор по пропаганде БДД отдела ГИБДД УМВД России по Абакану Ирина ДЕЛЬХМАН.

Изменения есть

В 2021 году, а именно 30 декабря, вступил в силу Федеральный закон № 494-ФЗ «О внесении изменений в статью 15 Федерального закона «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и статью 15 ФЗ "О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"». Изменения коснулись необязательности технического осмотра транспортных средств, то есть автомобилей, автобусов, грузовых машин, а также мотосредств. Но некоторым водителям непонятно, что же, собственно, изменилось с принятием изменений в статьи законов. Кажется, все осталось так, как было и раньше… А заголовки материалов на эту тему говорят: «Техосмотр отменен». Но это не совсем так.

— На самом деле изменения есть, просто их нужно вычленить. Давайте по порядку: если человек эксплуатирует свое транспортное средство на коммерческой основе (такси, автобусы, грузовой транспорт, служебный транспорт предпринимателей), то, независимо от того, какого возраста авто, техосмотр нужно пройти обязательно. Если же автотранспортное средство используется в личных целях, техосмотр не требуется независимо от возраста техники.

Но! Тут есть нюанс. В случае постановки транспортного средства на государственный учет, осуществления купли-продажи диагностическая карта необходима, если возраст автомобиля — с учетом года изготовления — составляет более 4 лет. В случае же, если водитель заменяет какой-то важный компонент автомобиля (сюда же входит регистрация дополнительного оборудования), диагностическая карта необходима вне зависимости от возраста машины, — говорит Ирина Дельхман.

Инспектор по пропаганде БДД отдела ГИБДД УМВД России по Абакану уточнила: необходимость прохождения техосмотра может сыграть на пользу владельцам новых авто, которые и пять, и семь лет могут служить без перебоя. Однако водителям моделей более раннего производства всегда лучше знать, в каком состоянии находится авто, исправно ли оно. Вся эта процедура необходима для безопасности самих водителей, чтобы избежать дорожно-транспортных происшествий. Бывают случаи, когда машина долгое время, например, зимой стояла без дела, и только весной ее завели и поехали на дачу. Но насколько такое транспортное средство вообще пригодно для далеких поездок (и зачастую по проселочным дорогам) — не ясно.

— Ирина, а как проходит проверка наличия диагностической карты?

— С использованием единой авторизированной информационной системы технического осмотра. При этом и сама станция должна быть лицензированной. После прохождения всей процедуры информация о диагностической карте поступает к нам в базу, и мы по ней, соответственно, проверяем. Если информация отсутствует — это может быть основанием для отказа в регистрационных действиях (постановке на учет авто старше 4 лет и замене комплектующих для всех машин). А с 1 марта 2022 года за такое нарушение появится штраф в размере двух тысяч рублей. Он будет фиксироваться один раз в сутки, в том числе и камерами фото-, видеофиксации административных правонарушений. То есть сегодня — две тысячи, завтра — еще… И так далее. Для такси, рейсовых автобусов и грузовых автомобилей такой штраф уже существует и составляет от 500 до 800 рублей.

Для сравнения давайте вспомним, как было раньше. Чтобы получить страховку, необходимо было пройти техосмотр, а потом в страховой компании оформить полис ОСАГО. Тогда в случае ДТП водитель мог получить возмещение ущерба. Кстати, за последний год произошел прирост количества транспортных средств — примерно на 5,5% — по сравнению с 2020 годом, а количество водителей увеличилось на 4800 человек. Думаю, что по части наличия всей необходимой документации новички на дороге более сознательны, потому что еще присутствует страх, а водитель со стажем иногда пытается обойти эту процедуру.

Ответственность — на каждом

Известно, что сотрудники ГИБДД не должны при остановке транспортного средства с диагностической картой проверять его техническую исправность. Однако Ирина Дельхман пояснила, что есть перечень неисправностей, при которых эксплуатация транспортного средства запрещена. Все они прописаны в Правилах дорожного движения. Если такая неисправность будет выявлена, то водителя привлекут к административной ответственности и обяжут ее исправить.

— Понимаете, для нас, для сотрудников ГИБДД, важна даже не сама диагностическая карта, а информация в единой авторизированной информационной системе. Помню, в период пандемии, когда станции ТО закрывались, чтобы не создавать толпы, страховые компании выдавали полис раньше, но водитель в течение месяца должен был пройти ТО и догрузить диагностическую карту в базу. Если это не делалось, то в случае ДТП ни о каком возмещении ущерба речи не шло, так как не были соблюдены условия договора.

Кроме того, за отсутствие полиса ОСАГО предполагается штраф в размере 800 рублей. Правда, некоторые водители считают, что лучше заплатить его, чем на страховку потратить около 5 тысяч. Но они забывают о возмещении ущерба. Ведь нужно будет не только свое авто восстановить, а — в случае вашей вины в ДТП — еще и тот автомобиль, что вы повредили. Понятно, что это обойдется в гораздо большую сумму, — рассказала Ирина Дельхман.

— Сейчас большую популярность набирает такой способ передвижения, как «БлаБлаКар». Насколько это законно и безопасно?

— Теоретически это пассажироперевозчик, а фактически у них нет ни лицензии, ни каких-либо документов, дающих право осуществлять эту деятельность. Что в этом случае сделает сотрудник ГИБДД? Остановит эту машину, да, увидит, что у водителя есть попутчики. Не пассажиры ведь. Чтобы привлечь его к ответственности за незаконную предпринимательскую деятельность, нужно взять объяснения со всех пассажиров, которые скажут: «Да, у меня был договор с этим водителем, что он из одного пункта в другой меня довезет». Вряд ли кто-то такое станет делать.

С одной стороны, такой вариант удобен, когда нужно к определенному времени быть в другом городе, а автобусное расписание не подходит. Но с другой — всегда есть риск. Садясь в такое «такси», зная, что оно неофициальное, не прошло техосмотр, нет диагностической карты, человек подвергает свою жизнь опасности. Поэтому каждый решает для себя сам.

В завершение беседы Ирина напомнила еще раз, что всю актуальную информацию по изменениям в законодательстве и не только можно найти на официальных сайтах ГИБДД. Все потому, что форумы, сообщества, созданные обычными пользователями, часто выкладывают информацию, не соответствующую действительности и вводящую водителей в заблуждение. Все изменения, информацию, например, о повышении штрафов, тоже можно найти там.

Подготовила
Анастасия СПАЛЕВИЧ
Фото из открытых источников