Найти тему
Fly English

Конфликт поколений в отношении к школе, учителям. Почему "авторитет учителя" больше не действует?

Недавно в очереди к нотариусу я разговорилась с пожилой парой, и, как водится, упомянула о том, что преподаю английский язык. У большинства людей с этим связано множество мифов и ложных убеждений, которые я хотела бы развеять, чтобы мотивировать людей к изучению языка в любом возрасте, с любыми исходными данными.

Так вот, убеждение, высказанное этой парой, побило все известные мне рекорды абсурдности, включило у меня в голове сирену... Обстоятельства разговора не позволяли пообщаться с ними на эту тему подробнее, но у меня появилось желание поделиться своими размышлениями об этом стереотипе тут.

Итак.
"Конечно, учитель нужен, чтобы ребенок боялся его и выполнял задания".

Занавес.

Ну честно.

Мотивация взрослого человека, разумеется, отличается от мотивации ребенка. Там включается и наличие опыта образования в целом, и социальные факторы всякие, и степень осознанности. Но помимо всего прочего, есть основы воспитания, заложенные в целое поколение людей, которые могут оказаться бабушками-дедушками или родителями нынешних школьников. И тут всплывает "авторитет учителя", "уважение ко взрослым", "послушание" и прочие всадники апокалипсиса закомплексованного поколения удобных детей.

Мне скоро 40 лет исполнится, но у меня до сих пор есть "взрослые люди", которые заведомо более значимы, чем я. У которых нужно спросить разрешения или одобрения. Я, конечно, эту травму залечиваю по мере взросления, но, мне кажется, это практически неискоренимо. Такой уж хорошей девочкой я росла. Хорошей девочкой, удобной для учителей и окружающих взрослых. И знаю по себе, что у желания заслужить внимание, любовь и одобрение есть множество негативных побочных эффектов.

А дети нового поколения, слава психологической осведомленности, уже в целом другие. Они умеют слышать себя. Они умеют уважать свои границы. Не прям поголовно, конечно, но вектор примерно такой. Небитый ребенок получается гораздо более неудобным. Он не всегда понимает слово "надо" и не готов понимать, почему кому-то старшему, например, можно повышать голос, в то время как его, ребенкино, поведение остается строго регламентированным. И, кстати, реально, почему?

К радости моей, тут, как раз и начинаются чистой воды возрастная психология и педагогика. Но подход школы и усредненного школьного учителя оставляет пространство для размышлений, какую такую педагогику и какую психологию изучают в университетах будущие преподаватели? Почему до сих пор в умах бытует уверенность, что ребенок должен бояться учителя? Страх - не лучший спутник познавательной деятельности.

Многие уже сейчас понимают, что обучение проходит лучше в контексте позитивных эмоций, в зоне комфорта и радости. Может, конечно, в джунглях это обстояло иначе, но качества, необходимые для выживания человека как биологического организма в джунглях, отличаются от таковых, которые мы хотим видеть в дошкольнике и школьнике как необходимые для социальной успешности. Разумеется, все обучение сводить к игре не совсем верно, так может потеряться глубина. В любом случае, обучение предполагает преодоление стремления мозга к состоянию покоя, к сохранению положения дел. Более того, заведомо более комфортные условия современной жизни создают серьезное препятствие к обучению. Современному ребенку предоставляют телефон или планшет со всеми сопутствующими соблазнами. Более того, ему нужно носить телефон с собой для того, чтобы быть на связи. Мультфильмы на планшете родитель сам предлагает посмотреть. Первичные потребности... Давайте посмотрим. Питание? Выбор продуктов огромен, родители пытаются угодить ребенку, кормят любимыми продуктами (хорошо еще, если стараются прививать любовь к полезному). Сладости сейчас в изобилии, в открытом доступе. Это провоцирует и расстройство пищевого поведения (а у кого его нет), и навык замещения одних потребностей другими.

Как же заставить человека в таких комфортных условиях развиваться? Как заставить терпеть неудобства, приучить прикладывать усилия, еще не зная о возможном результате?

Спойлер: это возможно.

В следующих статьях я расскажу немного о физиологической стороне мотивации или о том, как взять лень в союзники.
Всем желаю радости познания и прекрасной мотивации для саморазвития)

Yours sincerely,

Professor LaMash.