Найти тему
Сергей Фоминых

РОССИЙСКИЙ ЛЕТОПИСЕЦ : НАЧАЛО РУСИ ( IX век )

Оглавление
К концу IX века восточные славяне начали формировать свою цивилизацию со своей культурой , ведение хозяйства , бытом и инфраструктурой . Единственное , чего не доставало восточным славянам - это единства . Разделённые племена жили в своих городах со своими правителями и своим войском , а чтобы объединить все эти города и племена , нужен был сильный лидер , который установит единые порядки и будет руководить армией во время войны .

-------------------------------------------------------------------------------------------------

Письменных источников , повествующих о ранних годах Древней Руси , мало , и из них большинство - это летописи , написанные веками позднее . В основном историки опираются на "Повесть временных лет" , написанную в 1113 году монахом Нестором и повествующую о том , "откуда есть пошла земля Русская" . Многие моменты из этой летописи могут быть легендарными , но классическая историография строится также на ней , поэтому я тоже по ней последую , попутно придавая ей более реализма .
Легендарное призвание варягов
Легендарное призвание варягов

РЮРИК

Поляне на Днепре платили дань хазарам , а ильменские словене - варягам из Скандинавии . Варяги сливались с местным населением и постепенно становились одним целым со славянами . Именно им предстояло сыграть решающую роль в формировании восточнославянского государства .
В 860 году в Новгороде разгорелся конфликт с варягами , вызванный неполадками с данью . Ильменские словене подняли бунт и прогнали варягов , прекратив выплату дани и установив свою власть . Летопись упоминает некого "мудрого и сильного Гостомысла" , успешно правившего в ильменских землях .
После смерти Гостомысла у новгородцев не осталось своих князей , которыми можно было-бы заменить Гостомысла , и , дабы избежать усобиц , новгородцам пришлось обратиться к варягам , чтобы один из них сел в новгородской земле .

Земли наши великие и обильные , да порядку в них мало . Приходите к нам княжить да владеть нами !
© Повесть временных лет , 1113 год н. э.

В 862 году вызвался легендарный варяг Рюрик Рыжий , севший сначала в Ладоге , а 2 года спустя - в Новгороде , положив начало первой княжеской династии на Руси ( Рюриковичам ) и заложив фундамент для окончательного образования Древнерусского государства .

Рюрик со своими братьями Синеусом и Трувером .
Рюрик со своими братьями Синеусом и Трувером .

------------------------------------------------------------------------------------------------

НОРМАННСКАЯ ТЕОРИЯ

Опять , доказательств существования Рюрика мало ( из них большая часть - это археологические находки ) , и поэтому и его происхождение становится предметом споров . Их этого вытекает и Норманнская теория происхождения Руси .

Её основоположниками являются Георг Миллер , Байер и Шлёцер , члены Российской Академии Наук . Проведя анализ истории Древней Руси , они пришли к выводу , что норманны - это основоположники славянского государства , а сами они не были способны сформировать свою государственность . Иначе они не могли объяснить , почему славяне обратились не к своим братьям , а к соседям .

Ломоносов против Миллера и его "норманнской теории"
Ломоносов против Миллера и его "норманнской теории"

Против Норманнской теории выступил набиравший тогда популярность русский учёный-естествоиспытатель Михаил Ломоносов , которому казалось абсурдным утверждение , что "славяне - быдло , не способное построить своё государство" . Он тоже провёл свои исследования истории Руси и пришёл к выводу , что государственность у славян начала формироваться задолго до прихода Рюрика на Руси , а его происхождение может не являться именно скандинавским . В качестве доказательств он использовал фрагменты из летописей и факт , что в русском языке того времени не было слов скандинавского происхождения .

Проблема Ломоносова заключалась в том , что он громко и яростно отстаивал свою позицию , за что Ключевский и Соловьёв обвинят его "в историческом национализме и чрезмерном патриотизме" .

Этот вопрос о государственности и происхождении Рюрика вызвал целый ряд споров , этакую историческую войну . Сам автор придерживается позиции антинорманнистов . Не потому , что ему нравится Ломоносов , а потому , что доказательством могут служить ранее приведённые факты :

  • Ранее автор рассказывал о развитии цивилизации и государственности у восточных славян , о чём говорят появление первых князей у славянских племён , строительство городов , развитие торговли и ремесла , а также разложение родового строя и формирование территориального .
  • В летописи говорится : "Приходи к нам княжить и владеть нами" , то есть у славян уже имелись представления о правителе , а выражение это означает "Замени нам отсутствующего князя , а то у нас все нормальные померли , а нынешние кандидаты один хуже другого !"
  • На счёт происхождения Рюрика . Учёными давно признан тот факт , что варяги постепенно сливались со славянским обществом , становились частью их армии и верхушки . А сам Рюрик , как гласит легенда , был внуком Гостомысла по матери . То есть варяги уже являлись частью восточнославянского общества .

Также стоит отметить , что по такой-же логике можно сказать , что :

  • Отцами государственности у французов , немцев были варвары ;
  • в Индии - англичане , ибо до них на Индостане , как мы помним , была куча разрозненных княжеств ;
  • у итальянцев - германцы ( вспомним Оттона 1 ) ;
  • у англичан - норманны , потом французы и шотландцы ( каждый по своему преобразил английскую государственность ) ;
  • у голландцев - испанцы

и так далее .

Просто надо понимать , что исторические явления никогда не работают в одну сторону , и каждый народ по-своему способен построить своё государство . А если придерживаться такой логики , как Миллер , то получатся какие-то двойные стандарты .

-------------------------------------------------------------------------------------------------

ОБЪЕДИНЕНИЕ ДРЕВНЕРУССКИХ ЗЕМЕЛЬ

Рюрик правил в Новгороде с 864 по 879 гг. , а когда умирал , то наставил своему воину Олегу опекать своего несовершеннолетнего сына Игоря . Олег стал регентом при несовершеннолетнем князе , но у него были свои планы на счёт государства . Олег занялся объединением восточнославянских земель , снарядил флот и поплыл по Днепру на юг , в Киев , попутно заняв Смоленск .

Убийство Аскольда и Дира
Убийство Аскольда и Дира
В Киеве в то время правили два варяга - Аскольд и Дир .
Они известны тем , что в 860 году неудачно ходили на Константинополь . После неудачной осады они с награбленным добром ушли восвояси .

Подплыв к Киеву , воины Олега и маленький Игорь укрылись за бортами , а сам Олег переоделся в купца и пригласил Аскольда и Дира на корабль . А когда те вошли , снял с себя Олег купеческую одежду , взял на руки Игоря и сказал :

"Вы не князья и не княжеского роду ! Зато вот - истинный князь ( это он про Игоря ) !"

Аскольда и Дира убили , а Олег с Игорем вошли в Киев и сделали его "матерью городов русских" , то есть столицей . При этом Олег смог благодаря дружине и крепкой власти сохранить контроль и над остальными покорёнными городами ( Смоленском , Новгородом ) . Это произошло в 882 году , и эта дата считается датой основания Древнерусского государства .

-------------------------------------------------------------------------------------------------

ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО ( IX - XII ) :
КНЯЗЬ , ВЕЧЕ , ПОЛЮДЬЕ И ПРОБЛЕМЫ С ЗАКОНАМИ .

Древнерусское государство только формировалось , ещё было на зачаточном уровне развития общества , поэтому в нём была такая зачаточная форма государства , основанная на княжеской власти . Это потом в государстве сформируются сложные системы суда и внутренних дел , а пока суд и контроль над государством ещё держатся в руках князя .

Начиная с Олега , восточные славяне жили в едином Древнерусском государстве , устроенном как раннефеодальное ( примитивная форма феодализма ) . Во главе государства стоял князь , являвшийся также главой дружины или народного ополчения на случай войны , а также главным судьёй , вершившим судопроизводство и каравшим преступников .
Князь также заботился о своём народе и защищал его от хаоса , а также подавлял выступления анархии .

До Ярослава Мудрого на Руси не существовало законов , которые-бы определяли нормы поведения в обществе и регулировали судопроизводство . Ярослав Мудрый как раз в 1016 году издал первый закон на Руси - "Русскую правду" .
До Ярослава Мудрого на Руси не существовало законов , которые-бы определяли нормы поведения в обществе и регулировали судопроизводство . Ярослав Мудрый как раз в 1016 году издал первый закон на Руси - "Русскую правду" .

Несмотря на то , что власть держалась в руках князя , в Новгороде и Пскове была фактически народная республика - её воплощением были народные вече , созывавшиеся на случай решения важных проблем . При созыве вече князь считался с представителями народа , а сильную власть получал на случай войны .
Помимо народного вече , на Руси совет старейшин сменился боярским советом , где собирались представители знати . По ходу разложения родового деления общества и формирования государственности , происходил разрыв между богатыми и бедными , появлялись рабы и холопы с одной стороны и властная и богатая знать с другой .
Знать сближалась с князем , несла воинскую и государственную службу , а также участвовала в думе - совещательном органе управления в таких городах , как Киев и Смоленск .

Князь назначал своих наместников в отдельных землях и через них управлял всей страной . Наместниками могли быть его сыновья , родственники или близкие друзья . При этом у наместников были свои органы суда , свои бояре и своё вече , поэтому он чувствовал себя в своих владениях хозяином .
Существовал запутанный порядок престолонаследия - от старшего к младшему . Сначала отец , потом старший сын , потом младший сын , потом старший сын старшего сына , потом его младший брат , потом сын того или другого , потом его младший брат или старший сын ... короче , всё сложно .
Всё это вызывало кучу неразберих с престолонаследием , а позднее вместе с традицией наместничества стало одной из причин распада Древнерусского государства .
Запутанная династию Рюриковичей
Запутанная династию Рюриковичей

Наиболее практичной демонстрацией силы княжеской дружины в то время был ежегодный сбор дани с ноября по март - "полюдье" . Князь объезжал подвластные ему территории и собирал с них меха , мёд , воск и часть урожая . Так демонстрировалось величие князя , а мы в этом видим примитивную форму иерархии .
Но не всё так просто - как новгородцы во время сбора дани прогнали варягов , так и сами славяне могли восставать против беспредела с полюдьем , достаточно вспомнить историю , как древляне казнили Игоря за его жадность ( 945 ) .

Пока не существовало законодательных органов , так как ещё не было письменности , с помощью которой можно было-бы закрепить судопроизводство . А без письменных законов судьи могли судить как угодно , а если их кто-то начинал критиковать за жульничество , то он отмазывался , что не знает , что надо было иначе .
Короче , судебный беспредел , уничтоженный только в начале XI века .

-------------------------------------------------------------------------------------------------

Древнерусское государство в IX - X веках
Древнерусское государство в IX - X веках

Формирование единого Древнерусского государства и дальнейшее его укрепление формировали национальное самосознание у восточнославянских племён - они начинали чувствовать себя единым народом единой страны - русскими .