Найти в Дзене
Стив Май

Алиса Теплякова: фокусы или методика?

Оглавление

Моя предыдущая статья про Алису Теплякову - девочку, поступившую в МГУ в девять лет - оказалась очень популярной. Видимо, не даёт покоя эта девочка моим читателям (даже тем, кто просит оставить её в покое). Да и в новостях нет-нет, да проскользнёт информация о ней.

Наверное, только ленивый не высказался на счёт чудодейственной методики, по которой отец учил Алису, да выучил так, что она смогла сдать ЕГЭ. Кстати, у многих есть сомнения, что она сама сдавала ЕГЭ. Однако я придерживаюсь мнения, что и ручку она сама держала, и ответы вписывала сама.

О методике: возможно ли?

Разумеется, Евгений Тепляков не раскрывал мне своей методики частным порядком, да и публиковать её тоже нигде не собирается. Поэтому придётся, как и всем, довольствоваться реверс-инжинирингом (восстановление внутреннего устройства прибора по результатам его работы)

Для определённости возьму результаты ЕГЭ по математике. Алиса сдавала профильный экзамен, балл за выполненные задания общеизвестен - 39 из 100.

39 - это самый минимум, необходимый для поступления. Такой балл выставляется за 8 тестовых баллов.

Как видите, балл не очень высокий, и вполне резонным кажется вопрос: можно ли обучить девятилетнего ребёнка так, чтобы он решил 8 заданий из ЕГЭ?

Здесь немного отвлечёмся на структуру ЕГЭ по математике. Профильный экзамен 2021 и 2020 года состоял из 19 заданий. Задания распределены неравномерно по сложности и типам: 7 полноценных задач, проверяемых экспертами, и 12 заданий с кратким ответом - это задания, ответы на которые вписываются в бланк, и проверяются компьютером. Из них одно задание - текстовая задача и три задания по геометрии, а остальные - "алгебраические".

Учителя математики прекрасно знают, насколько тяжело обучить человека решать геометрические и текстовые задачи. То есть, в экзамене именно 8 заданий довольно простого уровня, на которые можно "натаскать".

Вероятнее всего, мы и имеем дело с ребёнком, заучившим все решения всех задач. (Тут со мной очень многие согласятся).

Возможно ли так заучить? А почему бы и нет. В ментальной арифметике дети великолепно складывают и умножают числа, совершенно не задумываясь об их смысле. Достигается это за счёт хорошей и мощной дрессировки (вплоть до зомбирования). Если довести эту систему до абсурда, то можно и решение линейных уравнений запомнить. Особенно, в раннем возрасте. Но это больше похоже на фокус.

Можно ли обойтись без фокусов?

Думаю, да. Отдельные задания, такие как первое (по часам определить время движения поезда), второе (прочитать график), третье (определить геометрическую величину по клеточкам), может решить средний пятиклассник, если умеет читать и немного считать. Я видел, как дети в 5-6 классах неплохо решали уравнения подбором, решали текстовые задачи из ЕГЭ на понимании, а не на алгоритмах.

Основные трудности, которые испытывают малыши в таких ситуациях - отсутствие фактических знаний. Они не знают, что такое корень или синус (поэтому не смогут подобрать корень в иррациональных и тригонометрических уравнениях), не знают, что такое средняя линия треугольника и так далее.

Мои читатели иногда задаются вопросом: почему нельзя в пятом классе или вообще в начальной школе давать детям, скажем, все семь действий арифметики - с корнями, степенями и логарифмами? Для полноты картины, так сказать. Проблема, однако, в том, что для осознанной работы с этими понятиями требуется абстрактное мышление на высоком уровне, в частности, понимание бесконечных величин, чего у пятиклассников практически не наблюдается. В противном случае, придётся использовать обучение не пониманию, а алгоритмам - как компьютер.

В общем, сдать ЕГЭ по математике на проходной балл возможно и на знаниях до 5-6 классов включительно. Но по современным меркам это уже 11-12 лет. И вот такие "феномены" мы уже наблюдали неоднократно:

2012: Британский вундеркинд стал студентом в 12 лет

2015: Тимур Сушко в 12 лет стал студентом медицинского университета

2018: Мальчик в 12 лет стал студентом крупнейшего университета Мексики

Далеко не все эти "поступления" объясняются дырами в образовании или фокусами.