Леонид Куравлев — один из моих самых любимых с детства актеров советского кино — вчера закончил свой земной путь. Светлая память прекрасному актеру и замечательному, достойному, порядочному человеку! Сегодня хочу поговорить об одном из самых ярких фильмов с его участием.
К фильму "Афоня" я питаю симпатию по личным причинам. На одном из предыдущих мест работы в меня был слегка влюблен коллега, добрый, хороший и глубоко женатый человек постарше. Никаких рамок приличий он себе переходить не позволял, относился ко мне уважительно и сдержанно, но когда поблизости не было посторонних, называл кареглазая, упорно игнорируя тот факт, что глаза у меня зеленые...
Таким же мне казался поначалу Афоня: добрый малый, которому приглянулась милая юная девушка Катя Снегирева, которую он упорно гнал от себя, понимая, что не пара ей. А когда судьба нанесла ему удар под дых, не смог пересилить себя и пришел к ней за утешением, твердо решив, как честный человек, жениться. Понимание, что на самом деле все было совсем иначе, пришло позже.
Всем привет! Я — Марина, у нас с мужем разные вкусы в кино, поэтому своими мыслями о любимых фильмах я делюсь в этом блоге. Добро пожаловать!
Многие зрители фильм "Афоня" не воспринимают из-за счастливой и благополучной для самого Афони развязки. Из глубокой депрессии его вытягивает милая чистая девушка Катя, которой предстоит всю жизнь тянуть за собой этого бегемота дальше.
Для рационального объяснения такой вопиющей несправедливости можно привести разве только слова святых, о том, что хорошей женщине дается плохой муж, чтобы тот не погиб для вечности. Но заподозрить в религиозной пропаганде создателей фильма "Афоня" нельзя.
На самом деле концовка, вызывающая у зрителей когнитивный диссонанс должна была быть иной. По первоначальному замыслу сценариста Катя, не вынеся равнодушия Афони, кончала жизнь самоубийством. И весь фильм должен был быть гораздо мрачнее. Сначала решили переделать общую тональность на более мажорную, а потом Георгию Николаевичу настолько понравилась Евгения Симонова в роли Кати Снегиревой, что он не только оставил ее (в смысле Катю) в живых, но и соединил ее с любимым запойным сантехником.
И я не в коем случае не критикую великого мастера. Фильм стал шедевром советского кинематографа, хотя и не встретил 100 % понимания зрителя. Но, как по мне, со счастливой концовкой фильм смотрится менее выигрышно, чем смотрелся бы без нее и не раскрывает всей глубины реальной трагичности этой истории.
При всей веселости и беззлобности Афони, он был хроническим алкоголиком и социопатической личностью. Алкоголизм — комплексное явление, а не какое-то стечение обстоятельств. Желание существовать в параллельной реальности, ключом к которой является бутылка горячительного напитка, проистекает от неприятия реальности объективной в первую очередь.
Когда я смотрела Афоню в первый раз, не могла понять, чего ему не хватало в жизни. И уже потом узнала о существовании психопатов — людей с искаженным восприятием реальности и вечных изгоев общества. Афоня из таких. Причины алкоголизма и ассоциальности в его личности заложены изначально. Он такой сам по себе. Так бывает.
Спиваясь, человек постепенно разрушает себя, оставляя только внешнюю оболочку, которая гибнет в последнюю очередь. Так было и с Афоней. Зрителю рассказана история его жизни. Он не кажется пропащим и не имеет в анамнезе трагической истории, ставшей толчком к зависимости от зеленого змия.
У него не было родителей, но была любящая тетка, был дом в деревне, он получил образование, играл в волейбол, пел в хоре, был солистом... Умел ухаживать за женщинами и зарабатывать на жизнь. У него даже были мечты о семье, где семеро по лавкам и жена, почитающая его как главу. В конце концов, у него был легкий веселый нрав. Но постепенно все это отходило куда-то на задний план, терялось в бесконечных попойках, стиралось из его личности, поскольку не являлось ценностью для Афони.
Ведь все это не только атрибуты, но и инструменты успешного социального взаимодействия, а это Афоне не нужно было. От общества он умел лишь только брать необходимое, ничего не отдавая взамен. Об этом говорит и его любимая присказка:
«Да совести-то у меня во, с прицепом! А времени нет…»
Такую бережливость в отношении времени можно было бы свалить на обостренное ощущение собственных границ, но поведение Афони говорит о том, что совести у него банально не было. Ведь заявлять, что рабочий день окончен, когда целый дом на 300 квартир остался без воды, а аварийная бригада занята более сложным случаем, просто цинично...
Наблюдать со стороны за похождениями Афони и тем, с какой легкостью он выпутывается из разных жизненных перипетий забавно. Но чем дальше продвигается сюжет, тем мрачнее становится... Афоня. Сгущение туч над его головой больше, чем советская пропаганда. Это — закономерное следствие образа жизни человека, ничего не вкладывающего в отношения с окружающими его людьми, человека, лишенного каких бы то ни было духовных скреп.
В итоге мы видим постаревшего плюгавого мужика, не похожего даже примерно на свою фотографию в паспорте. И правда жизни в том, что никакая Катя не спасет его. А вот что сама погибнет (по крайней мере, как личность) спасая — вполне вероятно.
Катарсис Афони занимает гораздо меньший хронометраж по сравнению с его разудалыми приключениями. Леониду Куравлеву удавались харизматичные преступники, которых и преступниками назвать язык не поворачивается. Афоня — скорее обаятельный плут который не столько берет чужое, сколько не упускает своего. Он берет то, что ему позволяют взять, и это самое отвратительное и страшное в его характере.
Был бы Афоня отпетым мошенником, настоящей шпаной — нормальные люди сторонились бы его и были бы в большей степени защищены от его произвола. Но он маскируется под "обычного гражданина" со слабостями, которые, якобы сознает, но ничего не может с собой поделать.
Афоня: страшная сказка для взрослых
Такие афони — очень опасны, поскольку мастерски манипулируют доверчивыми людьми, используя сочувствие и попытки помочь им в своих целях. Катя очень кстати подвернулась Афоне, и сцена с лошадью, случайно попавшая в фильм, стала гениальной метафорой будущего молодой девушки, решившей связать свою жизнь с хроническим алкоголиком.
Сняли лошадь.
Первой на этот кадр обратила внимание жена художника Левана Шенгелия Рита.
— Как ты это потрясающе придумал, — сказала она мне после просмотра на «Мосфильме». — Как это точно!
— Что точно? — осторожно спросил я.
— Лошадь! Он делает предложение — а потом лошадь. Вот и Катя, как эта несчастная лошадь, будет тащить груз омерзительного, пьяного хамства и нищеты всю жизнь! Ведь так?
Я скромно кивнул…»
"Афоня: интересные факты о фильме".
Маленькое уточнение: Катя не знает, что Афоня — разложился, как личность, что фактически он живой труп, который функционирует по инерции. Теоретически он понимает, что не пара молодой красивой девушке, у которой рядом с ним не будут счастья. Но когда приходит нужда, он идет к Кате взять то, что она так настойчиво ему предлагает — без намека на благодарность и искренность, разумеется.
В то время как Катя суетится, заставляя стол вазочками с вареньем, Афоня оценивает обстановку:
— А где мама?
Он определенно знает, зачем пришел к Снегиревым. Чувствуя, что его судьба разрушена почти до основания, он поступает единственным доступным ему способом: рушит чужую.
История развития их отношений гораздо глубже чем схематичное "навязчивая девица липнет к нему сама". Она к нему тянется в силу своей юности и неопытности, испытывает восторженно-детское чувство, а он, подкармливая обещаниями, держит ее на нужном расстоянии с целью дальнейшего использования. Афоня делает это на автомате. Мы знаем, каких барышень он предпочитает, но на безрыбье и рак рыба, поэтому после крушения надежд на роман с прекрасной Еленой он приходит забыться к Кате.
Да что говорить, в первый раз к себе он ее привел с той же целью, не добившись расположения пышногрудой любительницы энергичных танцов с дискотеки. Остановил Афоню только ее рассказ о брате, с которым они вместе играли в волейбол. Видимо, что-то человеческое, все же шевельнулось в его душе, как рыба, случайно заплывшая в обмелевшее, затянутое илом озеро.
После позорного изгнания с работы и облома с Еленой, Афоня не просто так придет к Кате. Ему нужна была не только женская ласка, ему было нужно нечто большее — заполнить зияющую пустоту в своей душе, ставшую невыносимой. Катя, как раз-таки тонко чувствует душевное состояние Афони и переживает за него гораздо больше, чем он сам. Она живая, она способна чувствовать.
Решение покончить с собой придет к Кате именно в тот момент, когда она поймет, что Афоня бездушно пользовался ею. Именно бездушно, потому что душа у этого человека умерла, а принять это Катя не может.
Мне кажется, что именно такая трагичная концовка сделала бы "Афоню" шедевром мирового уровня. Получилась бы картина по силе эмоционального воздействия равная оскароносной трагикомедии Роберто Бениньи «Жизнь прекрасна», но с противоположным знаком. Там трагическая развязка утверждает победу жизни и ее вечных ценностей, а в "Афоне" гибель доброй чистой Кати Снегиревой напоминала бы о хрупкости человеческой жизни, беззащитной перед равнодушием людей, перешагнувших за грань добра и зла.
Об отношении Афони к другим людям, с которыми его сталкивала судьба
А как вы считаете, была бы трагичная концовка более органичным завершением истории отношений Кати и Афони? Делитесь своим мнением в комментариях, не забывайте ставить лайки и подписывайтесь на канал.