Первый многомоторный авиалайнер Bréguet, учебно-тренировочный самолёт из Аргентины и многое другое в новом выпуске дайджеста «Этот день в истории авиации»! 7 дней и 7 событий. Приветствую, читатель, и полетели ✈️
24 января
24 января 1938 года — первый полёт транспортного самолёта Armstrong Whitworth A.W.27 Ensign. /Англия/
В 1934 году а/к Imperial Airways объявила тендер на новый авиалайнер для перевозки пассажиров и почты на европейских и восточных маршрутах. Получив технические требования, компания Armstrong Whitworth Aircraft начала работу над проектом A.W.27 Ensign.
A.W.27 Ensign был высокопланом с убираемым шасси. В варианте Mk.II оснащался 4 × двигателями Wright GR-1820-G102A (950 л.с.) Крейсерская скорость — 290 км/ч, дальность полёта — 2200 км. Европейская версия оборудовалась 40 пассажирскими креслами, а «восточная» — 27 спальными местами.
Разработка и испытания A.W.27 шли тяжело. Проблемы преследовали самый большой британский межвоенный авиалайнер и в первом дальнем рейсе. Тем не менее, было построено 14 единиц A.W.27 Ensign, которые эксплуатировались а/к Imperial Airways (позже — BOAC). В годы Второй мировой войны эти самолёты были зачислены в состав Королевских ВВС
25 января
25 января 1934 года — первый полёт лёгкого самолёта-разведчика FMA AeMO.1. /Аргентина/
В начале 1930-х годах группа инженеров Института аэротехники в Кордобе разработала лёгкий самолёт Ae. C.2 для аэроклубов. Строила его компания Fabrica Militar de Aviones (FMA). Хотя Ae. C.2 не был успешным (выпустили всего 2 самолёта), он стал основой для других проектов. Так в 1933 году на его базе был разработан самолёт-разведчик AeMO.1.
AeMO.1 представлял собой двухместный низкоплан с неубираемым шасси. Серийные самолёты оснащались двигателем Wright R-760ET Whirlwind (235 л.с.) Максимальная скорость — 220 км/ч, дальность полёта — 926 км. Мог быть вооружён одним или двумя 7,65-мм пулемётами и нести до 100 кг бомб.
Построили 41 самолёт AeMO.1. Первые 12 единиц были приняты на вооружение аргентинских ВВС осенью 1934 года. AeMO.1 использовались в основном для обучения и оставались в эксплуатации до начала 1940-х годов.
26 января
26 января 1967 года — первый полёт лёгкого вертолёта Scheutzow Bee (он же Scheutzow Model B). /США/
В 1961 году инженер Уэбб Шутцов (Webb Scheutzow) основал компанию Scheutzow Helicopter Corporation. Он собирался выпускать лёгкие вертолёты с изобретённым им несущим винтом нового типа — FLEXIHUB. Первым проект получил обозначение Scheutzow Bee.
Это был двухместный вертолёт классической схемы с закрытой кабиной и лыжным шасси. Лопасти несущего винта были установлены в резиновых втулках, что снижало вибрацию и не требовало смазки. Оснащался двигателем Lycoming IVO-360 (180 л.с.) Максимальная скорость — 150 км/ч, дальность полёта — 280 км.
Шутцов рекламировал своё детище как недорогой (всего 16 700 долларов) вертолёт «для каждого гаража». Но испытания затянулись, и лишь в 1976 году Bee был сертфицирован. К тому времени денег у компании не осталось, и начать серийное производство она не смогла. Проект закрыли в конце 1970-х годов, построив лишь 4 вертолёта Scheutzow Bee.
27 января
27 января 1929 года — первый полёт истребителя Saunders A.10. /Англия/
До 1928 года компания S.E. Saunders Ltd. (будущая Saunders-Roe) построила лишь один сухопутный самолёт — Т.1. Её основной специализацией были летающие лодки различного назначения. Но спрос на них упал, и компания решила за свой счёт разработать наземный истребитель для Королевских ВВС. Так начался проект A.10.
A.10 был одноместным цельнометаллическим полуторапланом с неубираемым шасси. Двигатель Rolls-Royce F.XI (480 л.с.) позволял развить скорость до 322 км/ч. Топлива хватало на 2 часа 30 минут полёта. Вооружение — 2-4 × 7,7-мм пулемёта Vickers.
S.E. Saunders Ltd подала самолёт на конкурс по спецификации F.20/27 на одноместный истребитель-перехватчик. На испытаниях в Экспериментальном центре авиации и авиационного вооружения A.10 показал себя не с лучшей стороны. Попытки доработать истребитель успеха не принесли и проект был закрыт. Единственный построенный A.10 списали в ноябре 1933 года.
28 января
28 января 1925 года — первый полёт многоцелевого самолёта Vecihi K-VI. /Турция/
После Первой мировой войны и Войны за независимость Турции военный лётчик Вечихи Хюркуш (Vecihi Hürkuş) стал инструктором в лётной школе в Измире. Параллельно, с 1923 года, он работал над самолётом собственной конструкции. Он получил обозначение K-VI (у инженера были ранние незаконченные проекты) и был построен за 1,5 года.
Для постройки Хюркуш использовал части от оставшихся после войны греческих самолётов. K-IV был двухместным бипланом с неубираемым шасси. Оснащался двигателем Benz Bz.III (200 л.с.) Максимальная скорость — 207 км/ч.
Vecihi K-VI стал первым самолётом, разработанным в Турции. Его долго не допускали к первому полёту — в стране не было организации, которая могла его сертифицировать и выдать разрешение. В итоге, впервые в воздух самолёт поднял сам Вечихи Хюркуш и получил за это штраф. Серийно K-VI не строился и использовался последующие несколько лет для демонстрационных полётов.
29 января
29 января 1953 года — первый полёт учебно-тренировочного самолёта Morane-Saulnier MS.755 Fleuret. /Франция/
В начале 1950-х годов ВВС Франции объявило конкурс на реактивный учебный самолёт для базовой подготовки пилотов. Среди участников была компания Morane-Saulnier со своим проектом MS.755 Fleuret.
MS.755 Fleuret представлял собой двухместный низкоплан с Т-образным хвостовым оперением и убираемым шасси. 2 × двигателя Turbomeca Marboré II с тягой 3,9 кН позволяли развить максимальную скорость в 720 км/ч. Дальность полёта — 725 км. Вооружение — 2 × 7,5-мм пулемёта + 4 × 89-мм ракеты + 2 × 50-кг бомбы.
На испытаниях самолёт показал себя хорошо. Даже пилоты с небольшим опытом легко им управляли. Но конкурс выиграл Fouga CM.170 Magister. Построили лишь один прототип MS.755 Fleuret. Он стал основой для более успешного четырёхместного Morane-Saulnier MS.760 Paris.
30 января
30 января 1931 года — первый полёт транспортного самолёта Bréguet 390T. /Франция/
Авиакомпания Air Union в 1930 году заказала у компании Bréguet постройку трёхмоторного транспортного самолёта. Он должен был заменить одномоторные Latécoère 25 и Latécoère 28 на африканских маршрутах. Проект получил обозначение 390T и стал первым многомоторным авиалайнером Bréguet.
Это был цельнометаллический полутороплан с неубираемым шасси в обтекателях. В версии 393T оснащался 3 × двигателями Gnome-Rhône 7Kd (350 л.с.) Крейсерская скорость — 235 км/ч, дальность полёта — 975 км. В комфортном салоне размещалось 8 пассажиров. Экипаж — 2 человека.
Первые 2 прототипа оказались неудачными — 391T разбился, а 392Т был перетяжелён. Лишь 393T был запущен в серийное производство. Выпустили 6 самолётов 393T, которые в 1934 году получила новообразованная авиакомпания Air France. Они эксплуатировались до 1937 года.
Спасибо за внимание, дорогой читатель, и береги себя!
Мне важна обратная связь, поэтому жду отзывов о дайджесте в комментариях. А ваши лайки и подписки помогают развитию канала.
Читать все выпуски дайджеста можно по тегу ➡️ #основнойаэродром_деньвистории