Найти тему

КОЛОССЯНАМ (ч.42): ОБНОВЛЕНИЕ ПО ОБРАЗУ ХРИСТА

«И облёкшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его, где нет ни эллина, ни иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободного, но всё и во всём Христос» (Кол. 3:10, 11).

«И облёкшись в нового» (3:10)

Стихи 10 и 11 соотносятся с высказываниями Павла в других его письмах. Он писал, что галаты облеклись в Христа. Крестившийся в Христа облекается в духовном смысле в «нового» человека и Христа (2:12, 13; Гал. 3:27). Колоссяне стали новыми в Христе. Они сбросили с себя свои старые одежды и «облеклись» в новые.

Эта перемена должна привести к новому образу жизни. Ветхий человек с неконтролируемыми страстями должен прекратить своё существование; новый человек должен упражняться в самоконтроле. Колоссяне больше не должны впускать зло в свою жизнь, но активно действовать на добро. Проблема богатого молодого правителя состояла не в том, что он был убийцей, прелюбодеем или лжесвидетелем, а в том, что он не рвался творить добрые дела — в частности, не заботился о бедных (Мф. 19:22).

Многие из тех, кто называет себя последователями Христа, отбросили пороки мира, но этого недостаточно. Повинующиеся Иисусу должны совершенствовать свои добродетели и принимать активное участие в христианском служении и других позитивных аспектах христианской жизни.

Колоссяне не только облеклись в нового человека, но и стали частью сообщества, созданного смертью Иисуса на кресте (Еф. 2:13). Его смерть аннулировала Закон и разделение между иудеями и язычниками, дав им одно тело Христа, церковь. Какими бы ни были прежние причины разделения, Иисус разрешил конфликт, так что, крестившись в Христа, люди могли объединиться в одном теле, то есть в Нём (Рим. 12:5; 1 Кор. 12:13).

«Который обновляется в познании» (3:10)

Итак, произошло совлечение ветхого человека и облечение в нового, однако после этого часто бывает необходимо оживление этого нового человека. «Обновляется» (анакайнуменон) на греческом выражено причастием настоящего времени, которое указывает на продолженное действие. Новый человек постоянно обновляется. Новый человек, рождённый в момент крещения, вроде младенца. Он может вырасти в зрелого христианина, но для этого требуется время.

Кто не работает вёслами, чтобы вести лодку вверх по быстрой реке, того течение подхватит и понесёт вниз. Слабое усилие может удержать лодку на месте, но для продвижения вперёд этого недостаточно. Чтобы плыть против течения, нужно постоянно грести. Вот так и христиане должны постоянно развивать к себе добродетели, характеризующие последователей Христа (2 Кор. 3:18; 10:15; Еф. 4:13, 16; 1 Фес. 3:12; 4:9, 10; 2 Фес. 1:3; 1 Тим. 4:15). Павел на себе убедился, что Христос ежедневно обновлял его жизнь (2 Кор. 4:16). Он учил, что христиане укрепляются и обновляются благодаря помощи Святого Духа (Еф. 3:16; Тит. 3:5).

Обновление происходит «в познании». Предлогом «в» (в Восстановительном Переводе «к»: «к полному знанию») переведён греческий предлог эйс, основное значение которого — во что-то, внутрь чего-то. Он говорит о стремлении к цели или следовании «в определённом направлении». Павел учит, что обновлённый человек входит в «познание» образа Создавшего его. Возможно, Павел взял эту идею из истории о Сотворении мира (Быт. 1:26, 27). Новый человек сотворён, чтобы иметь «образ» Христа, и нуждается в ежедневном обновлении. Без этого обновления новая жизнь остановится, и человек обратится к своим старым путям.

«Познание», или «полное знание» (Восстановительный Перевод) (эпигносис) упомянуто здесь в противопоставление обольстительному псевдознанию лжеучителей. Результат обретения знания и образа Христа цикличен и поступателен. Чем лучше человек узнаёт Иисуса, тем больше он может уподобиться Ему, а чем больше он уподобляется Иисусу, тем больше он познаёт Его. Христианин может стать, как Иисус, только если познает Его природу.

«По образу Создавшего его» (3:10)

Колоссяне должны стремиться к обновлению через познание Создавшего их. Обновление принесёт знание, а знание даст основание для дальнейшего обновления. Цель этого знания — помочь им стать похожими на Иисуса, который обновил их в Себе (2 Кор. 5:17). Так Павел понимал преображение в подобие смерти Иисуса и достижение вышнего призвания Божьего во Христе Иисусе (Фил. 3:10–14). Постоянное обновление возможно только через постоянное повышение истинного знания. Актёр должен знать особенности героя, чтобы изобразить его реалистично. В более глубоком смысле, мы должны узнать, что Собой представляет Христос, и только после этого мы сможем обновляться и возрастать в Его образ.

Войдя в Иисуса и облёкшись в Него (Гал. 3:27), колоссяне должны были уподобиться Тому, кем была пропитана их жизнь. Цель каждого обращённого состоит в том, чтобы взирать на Иисуса, дабы совершенствовать в себе Его природу. Во 2 Кор. 3:18 Павел так выразил эту цель: «Мы же все открытым лицом, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу Господним Духом». Чтобы достичь этой цели, мы должны отложить прошлое и сосредоточиться на «почести вышнего призвания Божьего во Христе Иисусе» (Фил. 3:13, 14а). Только понимая Сотворившего нас, мы можем развивать в себе Его черты.

«…обновление происходит по образу Создателя. Поэтому, с одной стороны, он утверждает, что это вопрос нового творения, а не просто отказ от нескольких пороков и приобретение нескольких добродетелей. А с другой стороны, он говорит, что это должно вести к познанию» (Швейцер).

В каком познании нуждались колоссяне? Закон Моисея, который содержал переданный через него на Синае завет (Втор. 4:2–8, 13), не мог служить образцом для их жизни. Вся мудрость и всё знание — у Иисуса; это Он дал им полноту в Нём и был для них «всё и во всём» (3:11). Они не нуждались ни в ком и ни в чём ином, ибо Иисус — единственный истинный источник и образец для христианской жизни. Иудейские традиции, мистические религии, греческая философия и язычество ничего не могли предложить им.

Читая Божье откровение, переданное апостолам и пророкам Духом, люди сегодня могут достичь «разумения тайны Христовой» (Еф. 3:4). Бог ставит в церкви руководителей и учителей, чтобы помочь христианам через познание Сына Божьего прийти «в меру полного возраста Христова» (Еф. 4:13). Если мы облечёмся в природу Иисуса, который есть образ Бога, то станем святыми, ибо Бог свят (1 Пет. 1:16).

Как верные христиане, мы не должны становиться самодовольными и кичиться своей христианской жизнью. Наш пример — Иисус Христос, мерило, которым мы должны оценивать свой рост, — находится гораздо выше и дальше нас. Нам всегда есть куда подниматься и расти, но мы никогда не сможем достичь совершенства Христа. Иисус требует того, что правильно, а не что легко.

«Где нет ни эллина, ни иудея» (3:11)

«Где» — буквальный перевод греческого хопу. Переживающие это обновление находятся в новом духовном царстве, «где» нет расовых, национальных, региональных, классовых и социальных различий. Это не означает, что эти отличия больше не существуют с человеческой точки зрения; они не существуют в Божьих глазах. Христиане должны принять то, как это видит Бог (Еф. 4:1–3). Мы входим в эту область, когда крестимся в Христа, в Котором все становятся одним целым (Гал. 3:26–28). Эту мысль Павел выражает также в 1 Кор. 12:13.

Пороки, которые Павел перечислил в 3:5, 8, 9, вызывают разделения и воздвигают преграды между разными этническими группами, но его список добродетелей в 3:12–14 может помочь устранить эти разделения. Если раньше среди этих групп существовали ненависть и соперничество, то после того, как те и другие стали христианами, в колосском христианском обществе различия должны были стереться и больше не преобладать.

Возможно, в стихе 11 Павел первыми упоминает язычников, чтобы подчеркнуть, что иудеи не занимают главенствующее положение перед Богом. В двух других перечнях Павел первыми упоминает иудеев, а потом эллинов, то есть греков (1 Кор. 12:13; Гал. 3:28), как было ему свойственно (Рим. 1:16; 2:9, 10; 3:9, 29, 30; 9:24; 10:12; 1 Кор. 1:24). В большинстве этих отрывков он приводит только две группы людей, разделяя их на иудеев и эллинов (хэллен) — то есть иудеев и неиудеев, или язычников. Возможно, в данном перечне он хотел выразить ту же идею, но упомянул также и другие группы, чтобы показать в полном объёме, что все группы в Христе принимаются на одном уровне.

Павел не имел в виду, что все разнообразные группы вне Христа должны быть признаны и иметь одинаковое положение с пребывающими в Христе. Упомянутые преграды разрушаются только в Христе (Гал. 3:28). Иисус разрушил стену Закона, чтобы посредством креста примирить с Богом тех, кто пребывает в Его одном теле (Еф. 2:14– 16). Бог учил Петра, что Он нелицеприятен и что христиане не должны проводить разделяющих линий между христианами из иудеев и христианами из язычников (Деян. 10:34, 35; 15:7–11). Павел неоднократно прилагал усилия к тому, чтобы объединить все классы людей, пребывающих в Христе.

Путь к новой жизни для всех групп одинаков. Иудеи были грешниками и ничуть не лучше язычников (Рим. 3:9, 10). Поэтому Бог не делает различий между ними в требованиях для спасения (Деян. 15:9, 11; Рим. 3:22) и общения с Богом (Рим. 10:12). «Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать» (Рим. 11:32).

«Ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа» (3:11)

Слово «обрезание» относится к иудеям, включая прозелитов, а «необрезание» — ко всем неиудеям, язычникам. Слово «обрезание» Павел в большинстве случаев помещает раньше «необрезания», так как упоминание первым демонстрирует большее уважение к обрезанным, подчинявшимся Моисееву закону (см. Рим. 4:9–12; 1 Кор. 7:18, 19; Гал. 5:6; 6:15). Однако в двух случаях он меняет порядок на обратный, чтобы подчеркнуть, что в Христе это отличие не существует (Гал. 2:7; Еф. 2:11). В 1 Кор. 7:18 он упоминает обрезание первым, а затем, в стихе 18, меняет порядок на обратный.

Иудеи называли культурно отсталых иноземцев варварами и скифами, а термин «необрезанные» относили как к нецивилизованным, так и к цивилизованным неиудеям. Греки считали всех, кроме себя, варварами — даже, поначалу, и римлян. Позже, когда римляне стали перенимать греческую культуру, их тоже стали называть «греками», или «эллинами». Римляне и греки смотрели на всех, кто не принадлежал к греко-римской культуре, как на варваров.

Слово «варвар» (барбарос) встречается в разных местах Нового Завета и иногда переводится как «иноплеменники», «чужестранцы» (Деян. 28:2, 4; Рим. 1:14; 1 Кор. 14:11). Им обозначали тех, кто был необразован, говорил невнятно или не мог говорить на языке, которым владел культурный слушатель. Иисус упразднил определение «варвар» и заменил его словом «брат».

«Варвары» и «скифы» — не две противоположные группы, как другие пары в стихе 11. Скифы были варварами, которые стояли на ещё более низкой ступени и среди иудеев, римлян и эллинов считались самыми грубыми и невежественными иноземцами. Это были дикие племена, жившие вокруг Чёрного моря. Иосиф Флавий характеризовал их как нецивилизованных людей, живших по звериным законам.

Геродот писал о скифах: «Они пили кровь первого врага, убитого в бою, из скальпов делали платки, а из черепов убитых — чаши. Они имели самый отвратительный вид и никогда не мылись водой». Другие авторы тоже свидетельствуют об их развращённой природе. И хотя они были презренным народом, те из них, кто крестился в Христа, становились равными всем другим последователям Иисуса. Люди всех слоёв общества могут быть едиными в Христе, где не существует никаких категорий и преград. Христианство помогло стереть отличия и привести всех в одно братство.

«Раба, свободного» (3:11)

Раб и свободный тоже могут обрести равенство в Христе, который ликвидировал пропасть между ними, чтобы они объединились в братской любви. Те и другие свободны в Христе благодаря кресту. «Свободный» у Павла может означать и того, кто когда-то был рабом, и того, кто никогда им не был. Хотя рабство существовало, принципы равенства и любви, которые имеются в Христе и которым Он учил, объединили рабов с другими христианами и, в конце концов, победили, так что рабство было отменено.

Римляне имели много рабов, большинство из которых были военнопленными. «Раб в древнем мире, с юридической точки зрения, был не человеком, а частью имущества, “живым орудием”, согласно Аристотелю…» (О’Брайен). Порой рабы были образованнее своих хозяев, которые зачастую обращались с ними, как с животными. Некоторые смогли купить себе свободу или получить её за особые услуги. Так было с Феликсом, рабом Антонии, матери кесаря Клавдия.

Бог смешал языки людей, чтобы они рассеялись по миру (Быт. 11:1–8). Но сделал Он это так, чтобы человеческий род, разделившись, всё же сохранил единые родовые группы. Его целью было рассеять людей, дабы они не смогли осуществить свои злые планы. Работа Иисуса была иной: Он пришёл объединить людей в праведности, чтобы они служили Богу. Он пришёл не для того, чтобы всех собрать в один земной народ. Он пришёл, чтобы очистить Себе последователей, объединить их в Себе и сформировать братство Своих последователей по всему миру. Он не оставил места для границ и барьеров в Своём теле.

«Но всё и во всём Христос» (3:11)

«Всё и во всём Христос». Что всё? Иисус «всё» в том смысле, что вселенная утверждается Им, ибо Он создал её и держит словом Своей силы (Евр. 1:2, 3). Он «всё», потому что даёт все духовные благословения, необходимые христианам. Он во «всём», так как благодаря Его присутствию и силе всё Им стоит (Кол. 1:16, 17). Он во «всём» в том смысле, что Он удовлетворяет все физические и духовные нужды тех, в ком живёт.

Он всё не только во всём сущем, но также всё для тех, кто обновился в Нём. Кто такие христиане и что они собой представляют, зависит исключительно от Него. Поэтому не должно быть никаких разделяющих линий между разными этническими элементами в христианском обществе. Христос дал всё необходимое для единства Своего народа.

Павел задал риторический вопрос: «Разве разделился Христос?» (1 Кор. 1:13). На греческом этот вопрос предполагает отрицательный ответ. Очевидный ответ — «Нет, не разделился». Если Он всё во всём для Своих последователей, тогда мы не должны разделяться, потому что Он не разделился. Все элементы в христианском обществе должны быть едины несмотря ни на какие существующие социальные барьеры.

«Всё» в этом контексте, возможно, ограничено всем хорошим, включая всех Его последователей. Здесь имеются в виду все верующие, в которых Он обитает (Ин. 17:23), а не все люди вне Его, в которых живёт сатана (Ин. 8:44; 13:27). Раз Он всё и во всём добром, что есть во вселенной, то Он всё для христиан. Если мы верные христиане, тогда мы являемся частью всего того доброго, что есть в Его вселенной.

#библия #толкование нового завета #священное писание #религия