Продолжаем промывать в керосине и рассматривать детали нового ГОСТ РВ 0015‒002‒2020.
Ссылки на предыдущие три части обзора нового стандарта – в конце статьи.
Сегодня рассматриваем требования к документированной информации (нумерация разделов и подразделов – по ГОСТ РВ 0015‒002‒2020).
Сразу отметим, что термин «документированная информация» по версии ГОСТ РВ 0015‒002‒2020 не заменила термины «документ» и «запись» - они вполне равноправно используются при изложении требований. Мало того, мы обязаны их использовать, ибо демократии ГОСТ Р ИСО 9001 «...стандарт не предполагает необходимости использования специальной терминологии ГОСТ Р ИСО 9001 в рамках организации...», в ГОСТ РВ нет.
Смотрим, что нового.
Узаконена электронная форма документации СМК (7.5.3.3), собственно, она и раньше не воспрещалась – но сейчас, об этом сказано по пролетарски, в лоб.
Отмечаем прямо-таки «космическое» требование к документации СМК (7.5.3.3) «комплект документов СМК должен обеспечивать единое понимание всем персоналом организации требований СМК...»... Хотя бы отдалённого понимания добиться...
Введено требование о соблюдении требований законодательства о защите гостайны при разработке и применении ДИнф (7.5.3.3) – раньше это касалось только доступа к документации.
Введено требование о наличии порядка защиты данных, хранящихся на электронных носителях (7.5.3.4).
Введено требование о наличии способа идентификации знаков, приравниваемых внутри организации к электронной подписи (7.5.3.4).
Введено требование, что организация не должна применять утратившую силу документированную информацию, раньше было только про актуальность...
Исключены из состава документации СМК («должны входить») учтенные экземпляры действующих ДС и других документов, распространяющихся на... Вряд ли стоит отрабатывать это «послабление», в противном случае их состава документации СМК исчезают КД, ТД, ПД и т.д., что не есть правильно.
Не изменились требования по порядку доступа к ДИнф:
«7.5.3.7 Организация должна определить порядок обеспечения доступа заинтересованных лиц к документированной информации. ВП (при наличии) должно иметь беспрепятственный доступ к документированной информации, а также к другим информационным ресурсам организации в части выполнения ГОЗ.»
Отмечу, что не нужно размахивать перед носом ВП ГОЗом, ибо п.9.1.2.2 требует, чтобы организация обеспечила беспрепятственный доступ ВП (при наличии) к записям о качестве продукции (работ, услуг). Плох тот начальник ВП, который не сумеет привязать отсутствие освещения на крыльце ЦЗЛ к качеству продукции...
Многие ВП настаивают на доступе ко всей информации в локальной сети организации. Не рекомендую этого делать, ибо понятие коммерческой и прочих тайн никто не отменял. Право доступа к отдельным папкам – да, остальное... Впрочем, каждая организация в ответе за то, куда сядет её собственный зад...
Важное изменение в 7.5.3.8. ВП теперь имеет право вносить обоснованные замечания и согласовывать документированную информацию СМК – любую, а не так как раньше «в части выполнения ГОЗ». Ну и обращаем внимание на слово «обоснованные» - раньше его не было.
Передача ВП согласованной им документации – теперь не обязаловка, а «при необходимости».
Кто помнит, раньше в обязательном порядке в документации СМК должны были быть две документированные процедуры: по управлению документацией и записями.
Это требование звучит теперь так:
«7.5.2.2 Организация должна разработать порядок управления документированной информацией, включающий в том числе...». Здесь требуют порядок, в п. 7.5.2.4 – уже процедуру – легкость игры терминами в ГОСТ РВ 0015‒002‒2020, как мы помним, необыкновенная...
То есть, теперь нужен один СТО (инструкция, регламент) по управлению документированной информацией. Но не расслабляйтесь – это только общий стандарт, а куда бы мы делись от управления ДС, КД, ТД, ОРД, на что намекает всё тот же пункт 7.5.2.2.
Отмечаем, что сохранены (7.5.2 4) уполномоченные должностные лица (подразделения), ответственные за реализацию процедуры управления документированной информацией (включая записи).
И «родной» ГОСТ РВ 0001–005 (по внедрению ДСОП) тоже никуда не делся...
Дополнение от 14.02.2022
Хотел оставить «мозголомку» по п. 7.5.3.9 на потом, но внимательные читатели уличили, изобличили и надавали шелобанов. Пробую исправиться.
Пункт 7.5.3.9 ГОСТ РВ 0015‒002‒2020 демонстрирует такую необычайную дерзость и легкость мысли разработчиков стандарта, что поспеть за этой мыслью у меня получилось не с первого раза и то, я не уверен, что получилось вообще... Что ж, попробуем разложить молекулы на атомы.
«7.5.3.9 Объем документированной информации должен обеспечивать возможность оценивать реальное состояние и динамику качества создаваемой продукции, анализа причин дефектов, отказов по ГОСТ 27.310, результатов установления причин несоответствия продукции (работ, услуг) заданным требованиям (при наличии) на всех стадиях и этапах жизненного цикла продукции (работ, услуг) (согласно ГОСТ Р 51901.12).»
Напомню, что ГОСТ 27.310‒95 «Надежность в технике. Анализ видов, последствий и критичности отказов. Основные положения» - это межгосударственный стандарт, действует, и на него в ГОСТ РВ 0015‒002‒2020 имеется нормативная ссылка. Казалось, бы – под козырёк и выполнять? Но, не всё так просто в этом мире бушующем. Читаем область применения ГОСТ 27.310: «Стандарт применяют при разработке и производстве технических объектов, для которых соответствующими документами (стандартами, техническими заданиями, контрактом, договором, программой обеспечения надежности и др.) признано необходимым проведение АВПКО.» Вроде бы целый ГОСТ РВ признает необходимость проведения АВПКО, но не торопимся и читаем терминологическую статью в ГОСТ 27.310:
«3.12 Технический объект (объект) – любое изделие (элемент, устройство, подсистема, функциональная единица или система), которое можно рассматривать в отдельности.
П р и м е ч а н и е — Объект может состоять из технических средств, программных средств или их сочетания и может в частных случаях включать людей, его эксплуатирующих, обслуживающих и/или ремонтирующих.»
При этом, понимаем, что СМК, требования к которой устанавливает ГОСТ РВ 0015‒002, не является техническим объектом по 3.12 ГОСТ 27.310.
На основании вышеизложенного делаем простой вывод: если в ТУ (контракте) на Вашу продукцию нет требований по необходимости проведения АВПКО, то Вы с чистой совестью имеете право не проводить этот АВПКО. Не забываем внести соответствующее исключение из области применения Вашей СМК в Руководстве по качеству.
Если же в ТУ (контракте) имеются требования по необходимости проведения АВПКО – берём ДВП и выпиливаем из него стандарт по проведению АВПКО или, как теперь принято говорить FMEA. Лучше это сделать на основе национального стандарта ГОСТ Р 27.303‒2021 «Надежность в технике. Анализ видов и последствий отказов». Этот стандарт введен с 1.01.2022 взамен ГОСТ Р 51901.12‒2007, который упоминается в 7.5.3.9 ГОСТ РВ.
Если в старой версии Вашей документации СМК был стандарт по предупреждающим действиям (этот термин по-прежнему есть и в ГОСТ Р ИСО 9000), разработанный на основе FMEA – есть смысл доработать его по новому ГОСТ и, пусть будет в составе документов по управлению действиями в отношении рисков. Не хотите в качестве предупреждающих, тогда – в управление несоответствующей продукцией...
Предвижу вопрос: а обязательно применение ГОСТ Р 27.303‒2021 (ГОСТ Р 51901.12‒2007). Нет, упоминание этого ГОСТа в ГОСТ РВ 0015‒002 не является нормативной ссылкой.
Посмотреть содержание типовых стандартов организации по управлению различными видами документированной информации, соответствующих требованиям ГОСТ РВ 0015‒002‒2020 можно посмотреть ЗДЕСЬ.
В качестве типовых СТО для Вас разработаны:
- - СТО 123456RW-134-2021 Управление документированной информацией. Общие положения;
- - СТО 123456RW-135-2021 Управление документированной информацией. Документированная информация в электронном виде;
- - СТО 123456RW-136-2021 Управление документированной информацией. Организационно-распорядительная документация;
- - СТО 123456RW-137-2021 Управление документированной информацией. Положения о подразделении, должностные и рабочие инструкции, инструкции (положения) о виде деятельности;
- - СТО 123456RW-138-2021 Управление документированной информацией. Инструкции по охране труда;
- - СТО 123456RW-139-2021 Управление документированной информацией. Документы по стандартизации;
- - СТО 123456RW-140-2021 Управление документированной информацией. Стандарты организации;
- - СТО 123456RW-141-2021 Управление документированной информацией. Конструкторская документация;
- - СТО 123456RW-142-2021 Управление документированной информацией. Технологическая документация. Общие положения;
- - СТО 123456RW-145-2021 Управление документированной информацией. Программная документация;
- - СТО 123456RW-146-2021 Управление документированной информацией. Оформление и внесение изменений в конструкторскую, программную и технологическую документацию;
- - СТО 123456RW-147-2021 Управление документированной информацией. Программное обеспечение.
Предыдущие части обзора изменений ГОСТ РВ 0015‒002‒2020:
5.11 Обзор изменений в ГОСТ РВ 0015‒002‒2020. Часть 11.
5.12 Обзор изменений в ГОСТ РВ 0015‒002‒2020. Часть 12.
5.13 Обзор изменений в ГОСТ РВ 0015‒002‒2020. Часть 13.
31.01.2022